Южный Казахстан другими глазами

4 июня 2010, 12:25

В поезд до Алма-Аты мы сели без проблем. Отдали проводникам всего тысячу рублей за 2 лодки, чему были очень рады, т.к. готовились к худшему. В поезде тряслись 2,5 дня. Честно уже устали от дороги, от этих барыг-казахов на каждой станции, хотелось скорей на воду. Хотя в то же время с желанием «скорей на воду» у меня были страхи и опасения.

Больше всего я боялась, особенно после рассказов бывалых Сани и Стаса- это сидеть весь тур в машине, когда все на реке. Т.к. у меня нет опыта, техники, в общем – я чайник!

А так же меня волновал вопрос кто же он такой – великий Василий Порсев. О котором только и говорили вокруг. О том, что Вася не любит дурацких вопросов и сразу тебя пошлет куда подальше, если будешь их задавать, о том что он никого не щадит, и всегда говорит, что вы все утонете. В общем, если верить всему, то можно было представить такого зверь-машину, который ходит ужасные пороги-убийцы и тащит за собой людей, а в ответ только матерится!

Честно такого человека я представить не могла и всю дорогу твердила: Вася Порсев - хороший!

Когда поезд подъезжал к Алма-ате, я нервничала, как перед экзаменом. По лицам ребят я видела, что они все тоже переживали и ждали встречи, как с любимой девушкой!

Мы выгрузились и оглядываясь, не находили в толпе эту фигуру, встречи с которой ждали пол года. Но вот на горизонте появились двое, выделяющихся из общей массы – это был Василий Порсев и Антон Свешников. Встреча состоялась! Поехали на квартиру, в которой прожили 2 дня, т.к. из-за праздников регистрация не работала. Василий в день нашего знакомства интересовался, как мы плаваем.

На следующий день, прилетел Костя Лубягин. Пока они с Васей забирали лодки, мы съездили на Медео. Малое алматинское ущелье «Медео»- высокогорный комплекс зимних видов спорта. Один из самых знаменитых ледовых катков мира. В 1967г. там была организована гигантская плотина, которая стала селезащитным сооружением. Высота плотины над уровнем моря 1750м и была поднята до 150 метров. На нее мы и поднимались, 829 ступенек, если верить подсчетам Валеры и Сани! Откуда открывается прекрасный вид. Потом прогулялись по городу, в котором во всю царило лето!

Через сутки мы, наконец, отправились в путь!

Первой рекой нашего путешествия стала речка Чилик. Это несложная река с одним порогом. На ней Вася к нам присматривался. Все время смотрел на нас и улыбался. Даже как-то не по себе было. Дул сильный ветер и мерзли руки. А Вася все время спрашивал:

-Устала?

- В каньон поплывешь? Или в машине поедешь? Там ведь порог-убийца.

Я не знала, что делать. Ребята подбадривали. И я решила идти, я ведь плавать приехала.

Порог под названием 100 тысяч долларов. Я обнеслась. Ребята ходили смотреть и Валера, Леня, Петя тоже не пошли. По-моему пройти было проще чем, подниматься по камням с лодкой. Не успела даже посмотреть героев прохождения порога. Но уже видела, что всё успешно, т.к. они не терпеливо ждали нас в улове.

Я часто переворачивалась, после порога Вася сказал идти за ним. Я не умею читать воду, и до этого тура всегда плавала за Валерой. Идти за кем-то мне было проще, не получалось только дистанцию держать, и если Вася задерживался в какой-нибудь бочке или на валу, я тут же его догоняла и вечно врезалась. Наш Гуру показывал эффективный метод гребли, опоры, как при этом держать руки, тело, ноги. Столько информации, хотелось всё сразу и чтобы получалось. Но нужен опыт и тренировка.

Все были довольны днем и рекой.

Следующей рекой по расписанию должна была быть Чарын. Но из-за паводков воды было слишком много. Было решено ехать на экскурсию в знаменитое Майнакское ущелье. Мы спускались с холмов, переходили брод, потом долго поднимались и, наконец, увидели этот кипящий ужас! Не представляю, как там можно плавать.

Была отличная погода. Мы не удержались и все занырнули в горную речку - приток Чарына.

А потом Вася отвез нас в «Долину замков». Дул такой сильный ветер, что в некоторых местах мы перемещались на корточках, держась за камни. Я бы в название добавила «Долина замков и ветров». А вокруг… Красотища! Будто нас телепортировали в Аризону в районе Гранд Каньона. Природные шедевры. Искусный ветреной мастер создал уникальное место.

Немного уставшие, но довольные, возвратились на то же место к реке Чарын на ночевку. Видно, в Долине замков мы приманили за собой ветер. Ночью он стал таким ужасным, что палатки ели устояли, а с утра пошел снег.

Отправились на речку Коксу. На ней нас ожидал наш первый автономный сплав.

Воды, как и везде в ней было больше, чем обычно. И пойду ли я, было под вопросом.

Я переживала, но идти хотелось. И Василий дал добро!

В реке с таким расходом воды я была впервые. И по началу от постоянных валов мне было страшно. Я старалась идти за Васей. И не сразу усекла, что этого делать не надо. Он лез во все бочки, а я за ним. Вдруг Василий, зашел в какое-то странное улово. Я видела, что оно не обычное, но на автопилоте тоже свернула. Когда я туда попала, и посмотрела на Васю, увидела большие глаза, а до ушей доносился поток слов, которые я уже не понимала. Потом Вася исчез, а я еще долго там крутилась и переворачивалась. Все ждали меня в соседнем улове. Как потом сказал Петек, когда услышал, как Порсев ругается, подумал: «Лучше бы Луизе не выплывать из этого улова…»

А меня он поругал, сказал:

-Не плавай за мной.

-Читай воду.

-Держи крен.

Оставшуюся часть реки я плыла сосредоточено и серьезно. Пропускала вперед ребят, чтобы видеть, кто куда плывет, и старалась выбрать свой путь. В этот день я начала различать перед собой бочки, которые старательно оплывала.

Порог, после прохождения которого мы встали на ночевку. Я как обычно, прошла его вниз головой. Подхожу к Васе с опущенными виноватыми глазами. А он приобнимает и так нежно говорит:

-Девочка-дебил, так ведь и утонуть можно, все пороги вниз головой ходить.

А потом похвалил, за то, что не сдаюсь. И я подумала, что у Васи метод кнута и пряника.

А в этот день нас ждала баня. Мы остановились у Гены, мужичка, живущего здесь все лето.

Помывшись, все были довольные. Вечер прошел в ленивых разговорах незаметно. А ночевали мы в огороде под тентом, среди щенков и кур.

Второй день на Коксу прошел быстро. Были огромные валы, от которых дух захватывает, такой адреналин!

В конце нас ждали водопады и Костя с машиной. Водопады проходили Порсев, Антон и Вася Кузнецов. Когда пошли осматривать, казалось ничего страшного. Я еще всех идти подбадривала. Но когда я посмотрела их прохождение, и какие там были коварные улова, поняла, что плохо оцениваю воду.

Началась дорога на Лепсы.

В этом туре мне очень нравилось, что не было никаких дежурств, обязательств по поводу приготовления еды. Но при этом всегда находился человек, а порой и несколько, которые вставали раньше остальных и готовили завтрак.

За ужин чаще брался Костя. И мы с удовольствием ему помогали. Он готовил плов, солянку, даже обычную гречку делал по особенному рецепту. Все было безумно вкусно.

Воды в речке Лепсы ожидалось много. Поэтому как обычно стоял вопрос, брать ли меня. Всю дорогу я готовилась, что могу и не пойти. Вася говорил, что в этом каньоне около 10 порогов, которые идут друг за другом. Я очень рада, что меня взяли - на этой речке мне серфануло мозг!

Около часа плыли по спокойной воде с завалами.

Когда подплывали к каньону, было слышно, как внизу шумит вода. Стало не по себе, пульс учащался. Начались пороги-убийцы, как всегда пугал Вася.

А у меня начался дайвинг и осмотр подводных камней. Меня варило в каждой бочке. Я была уверена, что чему-то уже научилась, но как только входила в порог, делала все не так. В одном из порогов, где по моим подсчетам было три огромных бочки, я побывала в каждой и, не успевая вставать, ложилась снова.

Вася ругался, говорил, что это не каякинг, мне было обидно, но сделать я с собой ничего не могла. Ловила взволнованный взгляд Валеры и, говоря, что все в порядке, шла дальше.

От бесконечных эскимосок я быстро устала. Порсев, заметив это, велел запоминать свои ошибки, что бы дома их отработать.

Один порог я обносилась, остальные успешно его прошли. Выход на берег придал немного сил.

В одном из уловов, где все дружно ели чей-то сникерс, Василий объяснил и показал, как делать опору. Заставил делать, пока у меня не получилось что-то подобное. А потом мы сразу поплыли, и я по пятам повторяла его движения в бочках.

Ура! Я прошла порог, бочки были преодолены. Это непередаваемые ощущения, когда у тебя получается то, с чем ты так долго мучался, и думал, что все уже безнадежно! Появился заряд бодрости, глаза засветились. Особенно, когда я увидела довольного Порсева и до моих ушей донеслись слова одобрения.

Пока мы всех ждали, Вася рассказал мне, что надо отвлекаться от порога, думать о чем-нибудь хорошем, чтобы дыхание было спокойное, а мозг соображал.

И пока я болталась в этом улове, я думала о беззаботных бабочках, о теплом чае у костра, смотрела на небо и глубоко дышала.

Следующий кусок порога, вернее пару бочек, я так же проскочила, и появилось столько сил. А мы уже вышли из каньона, это был последний порог. А мне хотелось еще раз пройти этот каньон, я готова была плыть сию же минуту, хотелось в бочку, тренироваться, отрабатывать.

Но когда я вышла на берег, у меня тряслись колени, усталость навалилась на меня всем своим весом. А в голове был такой кавардак, такая куча информации, которую необходимо было переработать и начать принимать.

Вода манит, тянет к себе и в тоже время отпугивает своей мощью, против которой почти нет власти. С водой не надо бороться. Ее можно понять, научиться видеть, чувствовать и тогда сможешь использовать ее силу. Но все же вода коварна и не прощает ошибок.

Мы не захватили больше речек из-за холодной погоды в Восточном Казахстане. Зато посетили Катунь и замечательно провели там пару деньков. На Алтае тоже было прохладно, но в наше присутствие светило солнце, и мы отлично покатались на долларе.

И мои желания, возникшие на реке Лепсы, частично исполнились. Я залезала в бочку и у меня не было чувства паники, она меня не пугала. Я верила своему телу и получала удовольствие.

В этом туре помимо сплава я узнала, что такое автотуризм, увидела множество красивейших, знаменитых мест и познакомилась с замечательными людьми!

Хочу поблагодарить Васю за поездку, и за его терпение. Я получила новые знания и опыт. Антона за дельные советы и поддержку. Костю за вкусную еду и всегда хорошее настроение. Саню за спокойствие и рассудительность. А Валеру, Леню, Васю и Петю, за то, что они меня взяли с собой! Я получила море положительных эмоций!