Непал. Аннапурна. Каякинг пешком

9 августа 2010, 06:40

Трек вокруг Аннапурны проходит внутри так называемой Annapurna conservation area. Это такой своеобразный заповедник. Чтобы в него попасть, необходимо в Катманду заплатить немного денежек (2000 рупий или 1000 рублей) за пермит. Не стоит рассчитывать на халяву. На тропе трека расположен добрый десяток чек-постов, где у вас обязательно этот пермит проверят.

Трек начинается из замечательного города Бесисар, но мы заехали на локал-басе (это такой автобус, в котором ездят только местные, ездят преимущественно на крыше) до следующей деревни – Бульбуле. Там мы провели три замечательных дня, катаясь по паводковой Марсианди. В путеводителе по рекам Непала этот участок назван The best class 4 section in the world. Что ж, с этим сложно не согласиться.

К концу четвертого дня в Бульбуле к нам присоединились еще два участника путешествия, приехавшие к нам специально ради этого трека – Сергей и Галя из Красноярска. Итого нас стало шестеро: красноярцы, Вася Порсев, Костик Лубягин, Ванька Козлачков и я.

Бросив лодки и весла в гостинице, мы двинулись в путь. Стоит сказать, что многие, отправляющиеся в трек вокруг Аннапурны, относятся к нему как к альпинистскому восхождению на восьмитысячник. На таких треккеров больно смотреть: они одеты в пуховки, хотя очень жарко, обуты в пластиковые альпинистские ботинки, хотя по тропе проще идти в сандалиях, они тащат огромные рюкзаки с загадочным содержимым, и даже нанимают портеров, чтобы те несли часть их поклажи. Ну и, конечно, килограммы солнцезащитного крема и треккинговые палки. Мы же обошлись необходимым минимумом: весь трек вокруг Аннапурнымы прошли в шортах, сандалиях, с крохотными городскими рюкзачками, в которых у нас были только куртки, поларовые кофты, книги и зачем-то взятый разряженный ноутбук.

Тропа потихоньку взбиралась вверх из зоны джунглей в зону хвойных лесов. Пальмы постепенно сменились гималайскими елями. Шишка такой ели длинной сантиметров 30 и весом около килограмма. После месяца в Непале у нас была прекрасная акклиматизация, и мы просто бежали вверх, обгоняя остальных треккеров, попутно знакомясь и общаясь с ними. На тропе нам встретились люди всех возможных национальностей, кроме разве что древних греков и эскимосов. Все улыбаются, все довольны и позитивны. Все рады общению на ломанном английском вперемешку с непальским и русским. Тропа трека представляет собой мощеную дорогу, тут и там утыканную красивыми деревеньками. Везде есть отели на любой вкус и цвет (ну почти на любой. Горячий души я видел всего один раз), кафешки и ресторанчики, где можно поесть далбат и выпить чаю или пива. Забавное наблюдение: высоту над уровнем моря можно измерять по цене на пиво. Внизу бутылка пива стоит 200 рупий, а в Тронг-Педи (4500 метров над уровнем моря) – уже 600.

Ну и, конечно, вокруг потрясающие пейзажи. Это словами не передать. Проще показать фото, хотя и они не передают сотой доли того, что мы увидели на треке.

Спортивную составляющую маршрута можно легко разбавить культурным досугом: Долина Марсианди, по которой тропа идет вверх, населена буддистами. Вокруг огромное количество монастырей, ступ, стен с барабанами. Вращая такой барабан правой рукой, ты отправляешь мантру прямо на небеса. Ну и, конечно, буддистские разноцветные флажки с мантрами. Они повсюду. Крупный город на тропе трека – Мананг. Обычно все треккеры проводят там пару дней, акклиматизируясь перед рывком на перевал Тронг-Ла. В городке можно найти все что угодно. От аутдорного магазина с ассортиментом московской Альпинджустрии, до кинотеатра, где на натянутой на стену простыне вам покажут классику фильмов про альпинизм. Если же не полениться и подняться вверх по борту долины метров на 500, то там можно найти пещеру, в которой живет святой буддистский старичок, который за 5-10 рупий стукнет вам по голове тибетской книгой и благословит вас на дальнейшие подвиги.

Долина Кали-Гандаки, по которой проходит спуск с Тронг-Ла, напротив, населена индуистами. Тут вас ждут храмы Шивы и бесконечные лингамы.

Тронг-Педи – последняя деревня перед перевалом Тронг-Ла. По сути, это даже не деревня, а несколько гостиниц и кафешек, расположенных на высоте 4500 м. Здесь мы застали безрадостную картину: путешественники медленно, по десятку метров в минуту, бродили кругами, мучаясь от горняшки, а остальные набились в кафе, закутались поплотнее в свои пуховки и молча поглощали свой чесночный суп. Вид четверых разгильдяев в сандалиях и шортах слегка растормошил треккеров. Ну а когда Василий достал из своего драйбэга (ну не было у него нормального рюкзака) 12 бутылок пива, принесенных из Мананга, все просто офигели.

На следующее утро мы встали в 5 часов, одели на себя всю свою одежду, полностью разгрузили рюкзаки Гали и Сереги и пошли вверх на перевал Тронг-Ла. Это апофеоз трека вокруг Аннапурны. Его высота – 5416 метров над уровнем моря. Подъем был тяжел, но не из-за того, что не хватало кислорода, а из-за того, что приходилось постоянно обгонять группы еле плетущихся треккеров и идти в очень рваном ритме. Как бы то ни было, наша группа поднялась на перевал одной из первых. Там мы провели около часа, фотографируясь, снимая видео и делясь впечатлениями с остальными восходителями. Там я встретил странную девушку с зонтиком. У нас произошел такой диалог:

- Is it umbrella? Why you need it?

­- Oh, it’s a long story. I bought this umbrella in Kambodja 5 month ago.

-Really? How long are you trevelling?

- Six month

После этого мои полтора месяца в Непале стали мне казаться детской прогулкой.

Спуск с Тронг-Ла мне показался самой физически сложной частью трека. Работают уже совсем другие мышцы, да и тропа круто уходит вниз и постоянно осыпается. Но как бы то ни было, в 12 часов дня мы уже пили пиво в гест хаусе Bob and the Marley в деревне Муктинат. Здесь кончается тропа трека и начинается пыльная дорога. Многие решаются пройти этот путь пешком, но я бы не советовал. Виды уже не настолько впечатляющие, а проезжающие джипы постоянно поднимают пыль. Короче, мы срезали. Вечером следующего дня мы уже отмокали в горячих источниках Татопани. Ну а оттуда еще один день на локал-басе до Покхары. Всего на трек вокруг Массива Аннапурна у нас ушло 7 дней.

Короткое резюме. Этот трек – один из самых интересных в мире. Он проходит по потрясающе красивым местам. Каждый сможет найти там что-то для себя: кому-то нужен спорт, кому-то прогулка, кому-то культурно-религиозная составляющая. Кто-то приедет просто пофотографировать пейзажи, а кто-то потусить с семье народов, которую сплотила тропа. Чтобы пройти трек не надо быть альпинистом. Любой физически здоровый человек в любом возрасте осилит эту дорогу. Ведь не обязательно бежать на Тронг-Ла, как это делали мы, можно не спеша пройтись. Просто нужна хорошая акклиматизация – и все получится.

Этой осенью в октябре мы снова собираемся в Непал. Присоединяйтесь к нам. Мы будем немножко кататься на лодочках, а также совершим еще один замечательный трек – к базовому лагерю Эвереста. Вот описание нашего тура.

Если вы хотите с нами, напишите письмо Василию Порсеву по адресу vasilii_porsev@mail.ru