Зоопарк на прогулке, часть 2.

16 октября 2005, 01:26

Часть 2

Война – фигня, главное это маневры.
А. Суворов.

Когда в десятый раз проходишь один и тот же порог на реке, пусть даже порог серьезный и опасный, чувство страха исчезает и сплав становится игрой. Так вот, к моменту начала Мажойских ралли, вся наша компания достигла того высшего момента просветления, когда вещи открывают свою тайную сущность и вдруг стало ясно, что Ралли это отнюдь не гонка на выживание, как представлялось ранее, а детская игра в войнушку, придуманная героическими отцами командирами, для поднятия боевого духа в войсках.

Отцы командиры живут в базовом лагере, и держат совет в большом полевом шатре, похожем своей яркой раскраской на цирк шапито. По вечерам, собираются они над засекреченными картами ген. штаба и долго водя по ним пальцами, выдумывают для нас разные боевые задачи. Иногда нам показывают кино на военно-патриотические темы, но нам больше нравятся комедии с собственным участием. А наутро строят весь личный состав на плацу, перед флагом и объявляют зарницу открытой. Тут начинаются маневры, схемы которых развешены на фанерных планшетах, здесь же.

Маневр первый – квалификация.

Квалификация - это значит, все бойцы в полной экипировке и со своими лодочками должны собраться в местечке, под кодовым названием «Малыш». Для чего необходимо преодолеть полосу препятствий, системы лес в горах (в полной амуниции, с лодками на плечах, горбах или в руках) и собраться на маленьком пятачке береговой полосы, где рябит в глазах от пестрого снаряжения. После чего командование дает старт. Задача проста: стартовать, прыгнуть, перевернуться, поставить и финишировать.

Погода сегодня нам благоприятствует, квалификация быстро окончена, а делать решительно нечего. Приятно первыми жаркими весенними днями, после купания, расположиться на берегу реки с бутылочкой пива и расслабиться, зная что в любой момент, ты можешь взять лодку и пойти кататься, но иногда полезно дать себе отдых… Однако, отдыхают не все. Удел героев вечная борьба! И вот уже Антонио, Вася и Катя, вновь забросились наверх, на ГЭС. Через каких-то пару часов они, пройдя первую часть, окажутся, в очередной раз, перед «Президиумом», здесь Катя спрячет свою лодку и вернется в лагерь пешком. А наши крутые перцы, пролетели все подряд без лишних продрочек, потратив, на все про все, не более трех часов! Без обносов, без разведок и прочей ерунды, двумя каяками! Казалось культ Мажоя развенчан, но не тут-то было…

Маневр второй – длинная гонка.

Командиры держали совет в своем штабе… Наутро войска меняют дислокацию, боевая задача усложняется. Марш бросок, переворачиваться не надо, кто быстрее всех, тот и есть герой! Участок реки от таблички «старт» до таблички «финиш» по данным разведки насчитывает до беспредельного количества порогов, в том числе водопадные сливы, зловещие прижимы, а так же прочие опасности. Эскадра справляется с поставленной задачей без потерь. Вечером на стенде у штаба появляются сводные таблицы с результатами: зеленые побеждают, красные отстают, синие проигрывают…

Я встретил участников этой затупы на финише. Ни у кого не возникало желания тащить отсюда лодки пешком до нижней поляны. И мы все поплыли дальше, а было нас без малого восемь лодок. Вот перед нами вход в «Президиум», скалы напирают на тебя, как будто хотят запугать, маленьких людишек. Вася, вот уже битый час динамит наш выход, он выпросил у кого-то видеокамеру в боксе и пытается нацепить ее себе на башку, при помощи нехитрых приспособлений, типа скотча и саморезов. Наконец ему это удается, под тяжестью аппарата, его каска съезжает на лоб, стараясь держать нас в фокусе, он постоянно задирает голову выше, от чего выглядит чересчур надменно и это вдвойне забавно. Перед президиумом остановились на небольшой полке левого берега, здесь уже практически в пороге, потерпели крушение наши друзья катамаранеры из г. Перми. Зачаливаясь к берегу, они распороли об острые каменные обломки обшивку своего катера. После землетрясения 2003 года участки берега, на многих порогах, опасно усеяны осколками скал. Выйти из каньона в этом месте уже невозможно, и друзья решили продвигаться дальше, с максимальной осторожностью.

На тесной полочке, было настолько мало места, что невозможно было нам всем выйти на берег, и мы пытались заглянуть вперед, сидя в лодках и вытягивая страусинные шеи, покуда наши друзья держали носы лодок. Один за другим каяки выходили из суводи и увлекаемые быстрым потоком пропадали за гранью первого слива. Из суводи, в которой мы находились, нужно было сделать траверс под противоположный берег и войти в щель под скалой, откуда струя выносит тебя в каком-нибудь метре от зловещего кармана, в узкий проход между ним и обломком скалы, упавшим сверху. Первым выходит Антонио, за ним Вася, он слегка замешкался при выходе из суводи и его длинную лодку ( prijon canyon ) прижимает бортом к камню, на входе в щель. Несколько секунд он балансирует на грани, но все же скатывается в нужном направлении и скрывается в щели. Сэм проходит ровно, Андрюкса не успевает на траверсе и прыгает через котел! Опасная игра, немного левее и он попал бы в сифоны под скальные обломки, ошибись он при прыжке и прямая дорога в карман под скалой! Мне уже не видно, что происходит дальше с Андрюксой, да и некогда рассматривать, я отправляюсь следом. Траверс выполняю с запасом, четко захожу в щель и оказываюсь в зоне «тени» от скалы, это место не просматривалось с берега. Немного не по себе, но передо мной несколько метров ровного быстротока, справа все тот же карман под скалой (да и куда бы ему деться). Слишком сильно забираю от него влево, лодку мгновенно разворачивает на отбойнике от камня и начинает подсасывать обратно в котел… Довольно сложно удержаться на ровном киле в этом турбулентном хаосе, но мне все-таки удается медленно, задним ходом, выбраться из опасного места.

Я многократно прокрутил в голове, перед стартом, последовательность прохождения «Президиума», и мне не трудно найти нужные ориентиры, быстро сориентироваться в пороге. Все это происходит за считанные секунды, и выглядит примерно так. Выход на струю, впереди появляется намеченный заранее камень, разгонка, целюсь чуть правее камня, подрезаю слив по диагонали, прыгаю в край и вот я уже в суводи за камнем, под правым берегом. Далее следующая ступень. Траверс на середину потока, разворот, разгонка, впереди появляется следующий ориентир – высокий «петух» из водяных брызг, отражающихся от камня, его видно издалека, вблизи он похоже на взрыв. Снова целюсь в правый край, где то здесь справа должно торчать бревно, ага, вот оно, оставляю его справа, и выхожу на финишную прямую. Мимо проносятся камни «стола президиума», брызги заливают лицо, картина теряется на мгновение, но в следующий миг, вода стекает с лица, и я вижу друзей, стоящих в нижней суводи на страховке, они улыбаются, и я понимаю, что порог пройден!

Двумя минутами позже, из скального коридора реки появляются, одна за другой, пять разноцветных лодочек. Здесь перед порогом «Разминка», где назавтра назначен старт заключительного этапа соревнований, нас поджидают еще трое каякеров, они занесли «Президиум». Все вместе мы отправляемся дальше. Наши друзья впервые на Мажое и, честно признаться, я даже немного завидую им, у них впереди еще много интересного. Наша пестрая команда продолжает сплав. У новичков впечатлений хоть отбавляй, забавно наблюдать за ними, и вспоминать себя, да и я вел себя точно так же, когда-то давно, когда оказался здесь в первый раз. Кто-то ехал ровно, кто-то «жабил», Андрюкса, как всегда, крутил родео в котлах…Мне навтыкало в «Русских горках», не думал что « Blunt » так легко переворачивается через корму! В «Недотроге» Андрюкса залип в родео-кармане и вновь занялся своим излюбленным занятием, вовремя нагнавший нас катамаран, насильно вытащил его оттуда, и мы продолжили сплав. Порсеву сорвало юбку в «Малыше» и то же подмочило репутацию, так он и плавал по-собачьи, с камерой на голове! Двойка перевернулась в последней бочке, последнего порога, со странным названием «Зайсан», и на этом проделки Whit water мамы закончились. Но вот, наконец, мы выходим из ущелья, на нижнюю Чибитскую поляну. В «кролятнике» сегодня полным полно палаток и туристического народа, все смотрят как мы вылазим из лодок и поднимаемся на берег, нас здесь считают либо космонавтами, либо сумасшедшими, а может и то и другое. Но дело не в этом, а в том, что сегодня день знаменательный, и чудесная погода подтверждает это. Ведь сегодня день рождения Антонио! Мы спешим в стольный город Акташ, дабы затариться снедью. Вино и пирожное, это то, по чему мы успели изрядно соскучиться! Праздничный фуршет удался на славу, небольшой салют, устроенный специально обученными пиротехниками из газовых баллонов и все такое… Короче, этот день был насыщен впечатлениями.

Маневр третий – короткая гонка .

Наиболее сложная задача, в условиях максимально приближенных к боевым, весь боеспособный флот покажет сегодня уровень своего мастерства. Расставлена страховка и наблюдение, налажена связь, участники на старте, ждут условного сигнала. Напряжение возрастает, сейчас решится, кто же все таки самый крутой, финалисты примерно определены, по результатам двух предыдущих дней соревнований, но интрига всегда присутствует в мероприятиях такого рода, всегда есть большая вероятность неожиданного поворота событий…

Погода сегодня за нас, в прошлом году на старте едва не пошел снег, и воды было значительно больше. А нынче прямо рай какой-то, жарища и вода просто игрушечная. На старте участники отдыхают в тени, никому не охота париться в неопрене, и снаряжение разбросано по поляне. За пятнадцать минут до старта, я ухожу в каньон, моя задача – фотосъемка. Раньше я ни что не решился бы в одну каску проехать по нижней части, но теперь другое дело, теперь мне знаком здесь каждый камень, кажется, я мог бы проехать даже с закрытыми глазами. За порогом «Приманка» русло реки круто поворачивает направо, здесь пред «Русскими горками» я оставляю свою лодку и отправляюсь по берегу вниз искать подходящие места для съемки. Весь левый берег уже занят операторами, судьями и просто зрителями, народу тьма, все в ожидании представления. Солнце почти в зените, отражаясь от поверхности воды, его лучи слепят глаза делая ее ослепительно белой. Белая пена в солнечных лучах, рев потока, мокрые скалы с одной стороны и берег усеянный зрителями с другой, объективы камер нацелены в порог, по рации предают – старт дан! Где же первый участник? На мгновение в пене мелькает что то синее, кажется это каяк, да, это именно лодка, теперь уже ясно видно, это затонувший каяк, на боку заметны характерные шашечки фирмы Prijon . Так начало положено! Что же будет дальше? Это лодка Николая Ермакова из Горно-Алтайска, прошлогоднего фаворита. Что же произошло? Вскоре, из за поворота по берегу приходит и сам Николай.

•  Что случилось?

•  В «Приманке» прижало к камню, и продавило фартук – Колян сильно взволнован и говорит сбивчиво – Я хотел напрямик проехать, так быстрее, но меня к камню боком прижало и весло заклинило!

Я все время оглядываюсь на реку, не покажется ли следующий участник. И вот вижу взмахи весла, в белой пене. Навожу объектив фотокамеры, успеваю сделать пару снимков и вдруг, прямо у меня на глазах, лодка погружается все глубже, из потока уже торчит только голова в знакомой белой каске, это Порсев и он тоже затонул! В погоне за скоростью, некоторые райдеры пересели на длинные старые лодки и вот результат! В конце порога Вася буквально выплывает из лодки, которая уже полностью скрыта под водой и вплавь спешит к берегу. Следующим появляется Антонио. Четкими, уверенными гребками он гонит свою старенькую Pyranha h 2 над волнами, едва задевая их гребни. На это приятно смотреть, это явная победа, уверенное лидерство!!! Сэм проходит без осложнений. Его Robson Charger давит бочки, как танк окопы. Он проваливается, всплывает, медленно разворачивается, но продолжает свой путь к финишу. Андрюкса залипает в котле и долго варится в нем, в разных позах. Наконец, его переворачивает и выплевывает в прижим под скалы , он долго не может встать, но борется и выходит из опасной ситуации, продолжая путь вниз… Впереди еще несколько мощных порогов, один из них «Недотрога», здесь то же не все проходят гладко. Зрители затаив дыхание, провожают героев взглядами и вновь обращают свои взоры наверх, я же насмотревшись ужасов, упаковываю фото в лодку и отправляюсь догонять участников гонки.

Мажойские Ралли закончены, и наша команда переезжает на Чуйские. Сэм и Андрюкса уехали в далекий город на Неве, собирать в подвале большие надувные пупындры. Антонио, Вася и Я были распроданы в рабство командам участникам этих соревнований и разбили свои шатры в разных лагерях. Поначалу, после Мажоя здесь казалось весело – много музыки, вина, друзей и женщин, но уже на следующий день пребывания в этом зоопарке, я почувствовал, что не хватает самого главного, не хватает адреналина и заменить этот наркотик ничем невозможно. Мы уже не были той командой, которая славно чудила по вечерам, после приключений, и встречались лишь на старте очередного этапа, да изредка пересекались, спеша каждый по своим делишкам, перекидываясь на ходу парой фраз. Однако, страсть к приключениям не может угаснуть, однажды зародившись в человеке, мы расстались лишь для того, что бы вновь встретиться всем вместе и отправиться навстречу с неизвестными доселе реками.