В поисках Белого Сарлыка.

3 августа 2005, 01:24

«..жил-был у бабушки белый сарлык, раз-два, раз-два, белый сарлык...»
старинная алтайская песня.

«Чёртов мост», «Оборотень», «Три Вовы», «Затычка», «Кульминация», «Каша»… Эти названия с советских времён приводили в ужас домохозяек, подававших жареную картошку с селёдкой небритой мужской компании, вернувшийся с Чулышмана. А сейчас и мы трясемся в «буханке», спускаясь к забытой всеми алтайской деревушке Язула… Но цель нашего путешествия не покорение знаменитых порогов, она гораздо ниже и значительно выше..

Приьон Каньон, Хоккейная каска «Золотая шайба», весло ручной работы, клееная переклеенная юбка, самодельная куртка, и спасжилет.…Очень много желания, подогреваемое азартом впервые оказаться на этой реке…

Чулышман, 1997г.

С тех пор утекло много воды, многие завязали с каякингом, многие ушли с головой в работу, многие женились, многие просто куда-то исчезли. Оказаться вновь на этой реке 8 лет спустя для меня было как-то символично. Я как будто бы вернулся в прошлое, в 1997 год. Было забавно вспоминать себя и свои страхи на легендарных порогах.

1-й день путешествия

В этот раз мы жили на заставе, в казарме, любезно предоставленной егерем Серёгой. Мы испытали два дня настоящего кайфа. От прохождения водопадов, бани, дикой природы, окружавшей нас, изумрудной воды.

Утром уходили сплавляться, вечером возвращались в базовый лагерь.

Итак, про сплав.

В первый день нас ожидало несколько грозных препятствий, таких как «Чёртов мост», «Три Вовы» и несколько водопадов поменьше. Эти Сооружения из камня и воды, созданные природой рождали противоречивые чувства. С одной стороны мощь иразмеры этих препятствий вызывают страх, уважение и осознание ничтожности человека перед силой природы. С другой стороны они очень красивы. Их прохождение я считаю достойным испытанием, для человека, любящего сплавляться по-настоящему бурной воде, и особенно на каяке. Это удел немногих избранных, готовых к получению таких сильных эмоций, способных выдержать вливание огромной дозы адреналина в свою кровеносную систему.

Василий Порсев 2005.

2-й день путешествия

мы начали с обноса вещей в конец Язулинского каньона. Сложно было расставаться с гостеприимной заставой, но жажда бурной воды гнала нас вперёд. Обнос вещей завершён, возвращаемся обратно к водопаду «Три Вовы». Он уже не вызывает такого ужаса, как в первый день и наша дружная команда проходит его как попало, но без потерь.

Теперь надо окончательно решить - идти «Затычку» или нет. Этот вопрос не давал мне покоя ещё при обносе вещей. Напряжение спадает само, когда даже Вася решает его обнести (наверное, нас пожалел).

Обнос получается несложный – чалимся в левое улово, прямо на заходе и стартуем в районе камня, который и дал название порогу.

Дальше в привычном стиле «%№ярим без просмотра» до порога «Винт». У меня какое-то странное чувство дискомфорта – я не помню многих порогов. «Винт» впечатляет. Нетривиальный заход, заканчивающийся мощным сливом. Левая часть бьёт в камень, правая (водопадная) кажется варит. Без сомнения обносим этот порог-убийцу.

Впереди после быстротока виден срез водопадного слива – это порог «Таганай». Поставили фото-страховку, по очереди его прыгнули. Слив достаточно вертикальный и высокий (1,5м), можно отрабатывать буф.

Язулинский каньон показался мне достаточно комфортным. После порогов есть участки спокойной воды, заварных мест мало.

Александр «Д'Артаньян» Молчанов 2005

3-й день путешествия

Первый день после Язулинского ущелья начался вполне обыденно. Хотя что-то новое всё-таки присутствовало. С утра, разобравшись в ощущениях, я понял, что это всего лишь отсутствие признаков похмелья и необычайная ясность ума.

Встали мы пораньше, т.к. нам предстоял довольно трудный день. Нас ожидали наводящие ужас пороги Шавлинского ущелья. С трудом запихав вещи в лодки (трусов и маек мы набрали по минимуму), мы благополучно стартовали. Примерно через час пассивной гребли начало тихонечко шиверить. По мере нашего продвижения пороги усиливались. Управление гружёной лодкой давалось нелегко. Как мы прошли Башкаус в прошлом году с грузом? Непонятно..

Несмотря ни на что, мы продвигались вперёд. Кульминацией этого дня явились пороги «Стадо бегемотов» и (прошу прощения за тавтологию) «Кульминация». Они заставили даже немножко напрячься. Успешно пройдя их, мы двинулись дальше. Ущелье начало выполаживаться. Вскоре мы увидели крест на левом берегу. Высадились около и прочитали фамилии погибших туристов. Почтив их память минутой молчания, мы продолжили путь.

Следующими по плану были многие километры болота. Это было сущим адом, все части тела устали и заболели. Плюс ко всему, немножко давило ожидание порога «Каша», до которого мы в итоге и доплыли. День закончился вполне благополучно. На завтра ужас – «Каша» с мясом и кетчупом. А пока у нас макароны.

Алексей «Сэм» Семёнов 2005

4-й день путешествия

«Каша».

3-й день без водки начался так.. Вставать не хотелось и все рассказывали про свои сновидения. Катерине приснился замечательный сон. О том, как Яр (Квасов) и Ко сплавлялись без лодок по страшной реке, в пещере. В одном из порогов они куда-то потеряли Перту. Этот порог они назвали «Где же ты Перта?!».

Все проснулись, собрали шмотки, и пошли их обносить за ужасный, двухкилометровый пятиступенчатый порог «Каша».

Сверху порог выглядит спокойно, видна линия движения, а когда едешь его, становится жутковато. Маленькие сбойки превращаются в большие и начинают разворачивать лодку вопреки твоим желаниям (колдовство какое-то). Отлично показала себя тактика прохождения « Набираешь побольше воздуха и %УЯК!». Меня, как обычно, расколбасило в самой классной бочке и я отделался лёгким испугом.

Все мы (я, Сэм, Антоха, Вася и Санёк) прошли «Кашу». Собрали на берегу обнесённые вещи, поели обед в виде сникерсов и поплыли дальше.

Остановились мы в этот день под водопадом Куркуре, где должно было состояться наше очередное приключение.

Андрей «Андрюкса» Личканов 2005

5-й день путешествия

Нам предстояло поднять лодки на 50 м вверх по почти отвесной скале для того, чтобы за 100 метров сплава потерять более 20ти из них. А затем снова вскарабкаться на потерянную высоту, чтобы обратным путём возвратиться на землю. Для этого мы привезли с собой в лодках несколько килограмм необходимого на сплаве альпинистского снаряжения. Подъём занял часа два, мы устали, сожгли все ладони верёвками. И всё это ради маленькой, но очень гордой речки Куркуре.

Предварительная разведка, проведённая в предыдущий день, показала всю обоснованность наших усилий. Как всегда, старая проблема отсутствие денежных средств и свободного времени не позволила нам познакомиться с рекой в полной мере. Но и то, что мы урвали вшторило на несколько дней. Чудо речка с небольшим расходом и мега падением. Ступеньки, горки, камни, чашки, стены и водопады, водопады.… Всё очень сложное, высокое и быстрое.

Ущелье Куркуре заканчивается 25 метровым водопадом и дальше спокойно впадает ручейком в Чулышман. Пройденный нами участок заканчивается непосредственно перед ним ещё одним водопадом высотой порядка 10 метров. Для каждого из нас это был самый высокий водопад в жизни.

Антон Огорельцев 2005

Вечером сам собой возник вопрос о том, как назвать пройденный водопад. Предлагались различные варианты. Вот уже прошло больше недели, как подвиги совершены, страсти улеглись. В начале путешествия, на заставе в окрестностях Язулы нас встретил череп сарлыка (сарлык – помесь коровы с яком). С тех пор это животное преследовало нас повсюду, наяву и во сне, вспомнилась старинная алтайская песня «Жил-был у бабушки белый сарлык…». Это мудрое полудикое, полу домашнее животное и подсказало нам название. Водопад называется «Белый Сарлык».