Карнали. Затерянный мир

19 марта 2012, 13:41

Карнали. Что же я знал про эту речку?…

Пиранья-каякс  выпустила лодку с одноименным названием. В гайдбуке по непальским рекам написано, что это самый длинный маршрут в Непале, класс сложности 5.  Еще что все это далеко, дорого и сложно.

Но вот я оказался в очередной раз в Непале. И не использовать эту возможность побывать на этой далекой  и легендарной реке ну никак было нельзя. Из Индии подтянулся Серега Фокин. Вдвоем с ним можно было совершить это путешествие.  Все складывалось благоприятно.

Непалгандж (Nepalganj) - пограничный город на западе Непала. До границы с Индией всего 8 км. Город  устроен просто. Он состоит из одной единственной улицы, которая начинается в Индии. Непалгандж является третьим по величине городом Непала и заодно столицей всего запада страны. Чтобы добраться до Хумла Карнали мы должны улететь из Непалганджа  в поселок Симикот (Simikot). Симикот также пограничный поселок. До границы с Китаем  от него  всего 2 дня пути пешком.

Краткие характеристики из путеводителя по рекам Непала

Отчеты и более подробные карты можно найти на сайте taganok.ru

Такси доставило нас в аэропорт Непалганджа еще до рассвета. Мы были первыми, кто приехал в аэропорт - даже охраны еще не было на своих местах. Через какое-то время народ начал подтягиваться.  Местных всех досматривали, на нас же не обращали никакого внимания. Работники компании Тара айр, увидев наши лодки,  засуетились  - непальцы очень любят деньги. Цену за экстра багаж озвучили в 100 баксов за лодку.

Самолеты Непала заслуживают  отдельного  рассказа. Салон у этих летающих штук чуть больше, чем  салон моего Хайса.  Работник компании вытащил нас из кафешки,  что в зале аэропорта и  по-быстрому за ручку отвел нас  к самолету. Стюардесса захлопнула за нами люк и выдала по конфетке. Мы взлетели. Самолет,  как оказалось, был cargo, т.е. не пассажирский. И весь салон его был завален грузом, сверху которого лежали наши лодки. Что ж, неплохо, мы летим с лодками в одном самолете. Кто летал на непальских самолетах, тот знает, как иногда совсем рядом мелькают хребты под крылом. Прошло около часа, и мы приземлились в Симикоте. К нам подошел полицейский, вежливо попросил наши паспорта, куда-то записал нас и ту т же ушел, вернув нам документы.

Мы оказались совершенно в другом мире. Шерпы, которые строили этот поселок, выбрали очень красивое место для Симикота. Поселок, как в цирке окружен снежными пиками, на небе ни облачка,  сияет солнце. Немного тяжело дышать. Внизу,  в нескольких сотнях метрах по вертикали  тонкой лентой бежит Карнали. Над поселком по склону горы идет тропа, да почти дорога. Здесь пролегает  древний путь в Тибет, а точнее на гору Кайлас, священную гору всех тибетцев. Мы с Серегой решили остаться в этом месте до утра. Похоже, что из белых мы здесь одни. Местные дружелюбны.  Еще перед  вылетом, в  аэропорту Непалганджа, к нам подошел очень смуглый человек, сказал,  что тоже летит в  Симикот  и предложил свою помощь. Представился он как Дава Шерпа.

Аэропорт Симикота

Симикот

Мы сидим у Давы на кухне. В помещении дым коромыслом. В маленькие окна без стекол  с улицы пробивается свет. Туда же заглядывают дети. Детям интересно, что  делают два белых у них на кухне. Мы ждем, когда нам приготовят далбат и когда придут наши портеры. В этом поселке живут  очень красивые люди. Я видел нескольких детей с белой кожей, как у нас.  Меня вдруг стал мучить вопрос,  зачем люди стали жить в столь суровых условиях. Я задал вопрос Даве Шерпа. Дава сказал: «Шерпы рождены Гималаями». Но это же легенда,  сказал я. Здесь настолько сурова жизнь, что ничто живое здесь зародиться не может. Дава не ответил. У меня мелькает мысль, что люди поселились в столь суровых условиях давным-давно, скрываясь от какой то угрозы. Было ли это нашествие другого народа, эпидемия или еще что, но они выжили  здесь, сохранили свою культуру, язык, и самое главное они остались свободны. Никому и никогда не приходило в голову захватывать эти безжизненные горы.

На следующее  утро мы начали свой поход по Великой реке. Мы наняли двух портеров, которые помогли нам  спустить наши каяки к реке. Заночевали мы в тот вечер на берегу Карнали, справа в нее впадал приток, срываясь водопадами.
Проснулся я от того, что на меня смотрят. Три женщины пришли за хворостом. А мы спали как раз возле  заготовленных ими дров. Женщины не растерялись, заколотили трубу и стали курить, пялясь на нас.  Что ж, пора вставать. Я пригляделся к ним. Две из них в годах, а третья молодая. Я показал ей знаками, что собираюсь ее сфотографировать. Она с радостью начала позировать. До чего же красивые женщины в этих горах.

Когда  мы спрашивали Колю Тимонина про Карнали, он говорил, что верх будет как Башкаус, а низ будет  как Аргут. Не обманул, так оно и было. Первый день сплава запомнился очень холодной водой и сифонами на реке.  Все гималайские реки требуют  полной концентрации внимания. Препятствия очень длинные и сложные, иногда не проходимые.  Нас было всего двое, а это значит, что мы очень сильно зависим друг от друга и не имеем права на ошибку. Я в этот день очень переживал за Серегу, чтоб он, не дай бог, не уехал, куда не нужно. Но он держался молодцом. В это день мы обнесли еще парочку завалов и прыгнули высокий слив у правого берега.  Мы подплыли к порогу, который нужно было просмотреть, но было холодно и, как всегда в такую погоду, лень вылезать из лодки. Я решил ехать по канализации. В последний момент, на срезе я увидел камень в сливе, куда полетел мой нос. Ба-бах, и меня заклинило. Серега быстро зачалился, вылез и побежал мне на помощь. Он меня вытащил. На это раз все обошлось.

Часа в 4 вечера  необходимо уже подыскивать  место для лагеря, так как в 6 вечера свет выключают полностью. Зима, дни еще короткие. В этот день мы нашли отличное место для стоянки. Под огромным булыганом вода промыла пещеру. Сейчас уровень воды в реке маленький и это дает нам возможность использовать это убежище. Приготовили ужин и завалились в наш импровизированный дом.

С утра пришли  маленькие рыбаки. Пацаны лет 10-12 ловят рыбу по-непальски. А это так: берется леска и вяжутся петли через  каждые 10 см, далее эта снасть одним концом привязывается к берегу, а к  другому привязывается камень и закидывается в речку. Получается импровизированная сеть. Можно смеяться над этой  примитивной снастью, но в то утро они притащили две больших рыбы.

В этот день проходили каньон под названием «Затеряный мир», нам повезло. Если бы воды было больше, у нас были бы проблемы, а так кроме дохлой коровы на тропе ничего ужасного мы не встретили. Природа начала меняться. К соснам прибавились пальмы. Мы спускаемся. У местныхсосен здесь растут шишки такого размера, что  если она  случайно попадет вам в голову, то сотрясение мозга это лучший исход, который может ожидать. Мы этими шишками топим костер.

23 февраля. День рождения Красной Армии и день депортации чеченского народа  мы встречаем на сплаве по Карнали. Притоки впали, воды стало больше, и река стала похожа на Аргут. Погода отличная, светит солнце. В одной из деревень расположился мощный порог. На берег сбежалась вся молодежь, а с ними и школьный учитель. « Ай эм хеппи» - сказал он, глядя на нас и улыбаясь. Да уж, можно понять этих людей.  Каякеры в таких  ебенях не частые гости. И раз они здесь проплывают, то их как минимум нужно рассмотреть, а то и камень кинуть. Но мы уплываем дальше.

Пользуясь отчетами прошлых групп, мы старались не допускать их ошибок. Мы не везли огромное количество еды на 10 дней, а взяли на 4 дня риса и Рара нудлсов, в народе бичпакетов. Взяли немного овощей, например цукини. И никакого мяса! Убрали из кормы пиллерсы, для простоты загрузки.  До Хумлы мы совершили путешествие по классическому рафтовому маршруту Карнали. И сейчас, на этой реке, мы чувствовали себя вполне уверенно.

При выборе стоянок мы старались избегать троп и деревень, так как  местное население не оставит нас без внимания ни на минуту. А у детей так вообще случится истерика, когда они видят две разноцветные лодочки. Но нас  всего двое и это нам удается. Мы находим отличную полочку над порогом, как раз для  двоих. Дети, слава богу, не засекли нас, хотя вдоль реки ходила куча маленьких рыбаков. Но пришел дед. Мы его угостили чаем с сахаром. Отсыпали остатки риса и сахара. Он чуть не расплакался от счастья, которое на него свалилось. Мы покурили трубку мира и расстались.  Перед этим путешествием я все опасался, что в феврале будет  еще холодно плавать по Карнали, но как я был приятно удивлен, погода была не только солнечная, но и теплая по ночам. Мы с Дзю не использовали ни тента, ни палатки и совершенно не страдали от отсутствия этого. По нашим меркам это было, ну как летом на Алтае.

В последний сплавной день нам предстояло проплыть самую сложную часть средней  части Карнали. Это ущелье в гайдбуке называется ВайтватерМазефакер. Мы немного неправильно сориентировались и приняли какие-то шиверы за начало порогов ущелья. Когда уже было ущелье расширилось, мощь реки возросла.  В конце ущелья нас ждал порог «Последняя любовь», адский порог с четырьмя сифонами. Пока мы ходили на разведку этого монстра, все было спокойно, но как только мы пошли заносить лодки, у детей, которых здесь год от года становится все больше, случился коллапс и огромная пестрая орава ринулась на нас. Я настолько вымотался за день, что сил отвечать на их многочисленные вопросы «вот ёр нэйм» просто не было. Мы  быстро спрыгнули в воду и скрылись за поворотом. Еще пара часов, пара мощных порогов в африканском стиле и мы в деревне с большим мостом, где нашли гостиницу и еду. А с утра мы сели в автобус и уехали сначала в Суркет, а затем в Покхару. Наше путешествие по Карнали закончилось. Мы истратили на это путешествие 7 дней и по 400 долларов на каждого, что, я считаю, довольно бюджетно для такого приключения.

Я еще раз поразился простоте организации столь сложных экспедиций в Непале. Особенно в таких удаленных местах, как западная часть страны, Хумла или Долпо. Видать люди,  которые живут в столь  труднодоступных регионах, не испорчены пороками цивилизации. Они искренни и добры к тем, кто так же к ним относится. Они чутки и рады помочь. Накануне этого путешествия мы ходили пешком  вокруг Аннапурны. Так вот, в этом треке такие правила, если ты селишься в лодж, то ты должен заказывать там еду, а еда стоит, ну скажем, как в Москве. В одном лодже мужик кинулся на нас с огромным кукри ножом из-за того, что мы не хотели заказывать его еду по конским ценам. К чему я это все, путешествуя всю зиму по странам Азии, я заметил одну нехорошую тенденцию - люди очень любят деньги. Кто-то, давно придумал эту  игру в деньги. И сейчас все стараются в нее играть. Мир меняется, капитализм побеждает. Как сказал один индеец «Когда белые люди поймают последнюю рыбу в реке, убьют последнюю птицу,  спилят и продадут все деревья, они поймут, что деньги нельзя есть». И я очень рад, что на планете остались  такие прекрасные места, как Хумла.

Небольшой ролик, снятый на GoPro здесь.