Каякеры и туризм. Шавла-Аргут-Катунь

3 июня 2005, 00:56

Часть первая.
о том как каякеры занимались туризмом

«Друзья, никогда не поддавайтесь на провокации,
чтобы не подвергать себя таким лишениям.»

Порсев В.

Темнело. Моя машинка, набитая вещами, зоками, некоторым количеством еды и алкогольных напитков терпеливо взбиралась на Семинский перевал. Уже некоторое время назад начало твориться что-то неладное: некоторые из пассажиров время от времени похрюкивали, набрасывались друг на друга и пытались съесть. И вот наконец на вершине перевала картина прояснилась. Там мы встретили наш автобус, который вез туристов, добровольно подписавшихся на сплав в нашем сопровождении, нашего друга Андрюксу, который по техническим причинам не вошел в машину, и нашего алтайского гуру– Апачи…

Небо постепенно прояснилось. Тучи попрятались за окресные горы и на небе появились звезды. Но ярче всех сияла красная звезда Рэдмах…

Мы снова ехали , неумолимо, но в то же время очень медленно, приближаясь к нашей цели– поселку «Красный Бубен», т.е. «Белый Бом» на реке Чуя. Безумно хотелось есть и желательно чего-нибудь сладенького. Среди прочих вещей мы обнаружили банку шоколадной пасты, которая была приговорена к немедленному уничтожению.
Ехать становилось все труднее и труднее. Приходилось время от времени останавливаться, чтобы прийти в себя и пополнить жизненную энергию при помощи здорового соркаминутного сна.

Наконец– о, чудо! Кафе, фонтан- мы приехали. Все уже спали и только добрые друзья-гиды знали, что путешествие вряд ли удастся, если не отметить его начало (а также окончание и желательно каждый пройденный порог и новый день, дарованный нам для свершения множества подвигов). Не смея перечить традициям, мы приняли некоторую дозу целительных напитков и отправились спать.

На утро были объявлены сборы. Все бегали вокруг вещей, решая, что же еще можно с ними сделать, что бы с ними уже что-нибудь все-таки сделалось, а сами сборы приобрели бы какой-либо смысл. И только каякеры, казалось не замечали того, что происходило вокруг. Они медленно прогуливались до кафе за пивом и чебуреками, играли в карты и думали о неизбежном будущем. К обеду сборы были окончены, туристов погрузили в страшную зверь-машину с ласковым названием «Шишига» и увезли прочь.

Мы должны были отправиться во втором заезде вместе с горниками. Время шло. Вечерело. Ничего не менялось… Так кончились деньги.
В надежде найти хоть какую-нибудь материальную выгоду, мы исследовали дно фонтана, куда приезжие частенько бросают «на счастье» монетки. В результате- перед нами встала проблема: «Что важнее настоящим спортсменам-каякерам, имеющим энную сумму денег- пачка дешевых сигарет или один беляш на шестерых немаленьких спортсенов-каякеров?». Эта проблема казалась практически неразрешимой в данной ситуации. Здравый смысл победил- в целях поддержания здорового образа жизни, мы решили отказаться от жиров и концерагенов, содержащихся в жаренной пище.

Долгожданная поездка к началу наших странствий, оказавшаяся не самым приятным время препровождением, закончилась недалеко от славного города Чибита, где нас- шесть заблудших душ выгрузили со всеми пожитками и бросили на произвол судьбы. Просто так мириться с этим не хотелось, поэтому пришлось сгладить острые углы противоречий с этим несправедливым миром при помощи «черного монаха». А затем и памятный презент от казахских друзей пошел в ход.

После завтрака мы отправились в путь. Девочки несли вещи, мальчики- лодки. Все вместе мы чувствовали себя неприхотливыми домашними животными с грустным названием- «ишак».
По дороге мы нашли бутылку пшенки, но, решив, что еды у нас достаточно, не стали ее с собой брать.

Преодолев некоторую часть пути, к полудню мы решили организовать легкий обед в виде чая, поскольку по подсчетам еды не было предусмотрено. Но чтобы отдохнуть во время перерыва в красивом и уютном месте, члены нашей группы, назначенные проводниками (поскольку хоть как-то примерно представляли дорогу до пункта назначения), предложили дойти до стоянки, которая находилась неподалеку. Где-то левее… или правее… или если вот здесь свернуть вон туда..! В общем отправились мы куда-то вверх искать переправу через речку Орой, которая все больше и больше начинала напоминать водопад. А мы шли. «Все выше и выше и вы-ы-ше…». Потом карабкалились. А потом занялись альпинизмом, поскольку тропинка оборвалась, а впереди была только стена из камней и земли, которая осыпалась когда Сэмик по ней полз. Мы ждали… его и тех кто полез по скалам искать дорогу. Небо было такое синее и приветливое, что жить хотелось еще больше. Далеко внизу были малюсенькие деревья, а дорога на противоположном берегу Чуи извивалась тоненькой ниточкой. Нам предстояло несколько сот метров пути вниз с лодками по практически вертикальной тропе.

Удачно переправившись чуть ниже по течению места обеда, мы оказались на той самой стоянке. Здесь мы нашли приправы, пару пластиковых посудин и обрезанные штанины. К этому времени мы уже поняли, что никакими подарками судьбы не стоит гнушаться, и все забрали с собой.

По этом берегу тропа была намного лучше, но и у нее был тот же глобальный недостаток, что и у предыдущей– она шла вверх, вверх и снова вверх. Лес заманивал нас: огромные поляны брусники и голубики встречались все чаще и чаще. Мы крепко держали себя в руках, но постепенно начали один за одним дезертировать- очень хотелось кушать. Но больше хотелось перестать идти. И мы совмещали оба эти удовольствия, поедая ягоду лежа прямо посреди поляны. На одном из таких привалов была оставлены пачка с последней сигаретой. Так закончилось курево.
Вечером все расползлись вокруг места стоянки и продолжили лакомиться дарами природы, так как больше было нечем (незначительный запас еды находился под строгим запретом для любых посягательств). В тот вечер бульон, в котором варились макароны казался пищей богов и практически испарялся из котелка.

Второй день пути ознаменовался взятием перевала Орой, находящегося на высоте 2500м, в честь чего все получили по кусочку хлеба и колбасы. Так закончилась еда. Во время одной из остановок кому-то в голову пришла мысль попробовать есть ягель (олений мох). На вкус он оказался хрустящим, похожим на чипсы, но после некоторого пережевывания становился похож на вату. «Если посолить- есть можно!»- решили мы.

Постепенно пробираясь по осыпным склонам и лесным тропинкам, мы добрались до переправы, где надеялись увидеть хоть какие-то признаки наших конных товарищей- помет или другие продукты жизнедеятельности, но увы. Опечаленные, мы спрятали лодки в кустах, потому как идти оставалось немного, а тащить их уже не было никаких сил. Решено было вернуться за ними на следующий день.

Смеркалось. Мы брели вдоль реки Шабога, на стрелке которой с Шавлой и должны были нас ожидать лавры героев и все соответствующие почести, как то фейерверк в нашу честь, цветы, оркестр, баня, душ с вибромассажем или хотя бы большое количество вкусной еды.
Вот уже таблички на деревьях,.. слияние двух рек… Да, точно, это оно!...?....
Где? Где же наши друзья?!

Все, Хамдер, товарищи каякеры- завтра мы все умрем! Выпив компотику из брусники и остатков сахара мы легли спать. Назавтра при отсутствие изменений было решено, что Сэмик, Андрюкса и Михаил отправятся за лодками, я буду собирать в окрестностях все, что может сготиться в пищу, Васенька с Катенькой пойдут отлавливать на Шавлинском озере неосторожных туристов и вымогать у них продукты. Так закончилась пешая часть нашего тура (!только нашего!) и первая часть этого замечательного рассказа.