Экспресс-погружение в каякинг

12 ноября 2009, 12:51

Вообще-то, весной я планировал поехать в тур на четверки (Самульта, верхний Башкаус), однако из-за экзаменов в аспирантуру от этой идеи пришлось отказаться. Кстати, в аспирантуру я поступил =) Зато, вместо тура на четверки, я еду сразу на пятерки, дэбил блин! Решающее значение здесь имело личное приглашение Васи Порсева, с которым я пересекся на Казыре. Вообще, Казыр в этом году для меня во многом является определяющим по сложности. Точнее являлся до Алтая.

Приехал в Нск, меня встретил Вася. Первое, что он сделал – попытался сломать мое весло. Сказал, что весло у меня хуевое, лодка не царапанная, следовательно плаваю я хуево. Мы приехали на конспиративную квартиру и минут 10 стояли под дверью – пацаны вчера славно погуляли =) Кроме меня тут обитают еще четыре бомжа: Антоха, Костя, Иван из Макс из Англии.

Мы маленько покатались по городу, застраховались. Вася обязал написать всех расписки о том, что в случае нашей смерти он становится выгодоприобретателем и мы ни в чем его не виним… Гы-гы-гы… Осталось дождаться лодок, которые едут из Иркутска, и прямой дорогой на юг!

Через пару дней лодки пришли и, ура(!), мы едем в веселые края! Было впечатляющее зрелище, когда девять посудин грузятся на Васин Хайс.

Дорога на юг отличная. Ехали весело учили Макса русскому языку, надо сказать весьма успешно. Заночевали в дороге, когда я проснулся утром, то офигел – нас окружали горы. Ночевка была на Урсуле. В тот же день мы добрались до Чибита. У Васи тут оказалось куча знакомых и мы в стиле «Бомж» живем тут уже третий день, побираемся у олигархов, которые собираются праздновать день рожденья. Всегда есть хавчик и питье. Пацаны усиленно таскают пиво. Нас угощают деликатесами. На день рожденья Костяна олигархи организовали обалденный салют на пятьдесят тыр.

Мажорский каскад

Для того, чтобы поехать в тур, мне нужно было сдать экзамен – пройти Мажойский каскад. Отправляясь на Алтай, я прочитал все, что нашел про это замечательное место. И очень рассчитывал, что сложность препятствий будет нарастать постепенно и можно будет раскататься. Да, конечно все нарастает постепенно, но когда все идет нон-стопом, начинаешь уставать, задыхаться. К тому же каждый метр каскада гораздо мощнее того, что я ездил до этого. Я был в полном ахуе от того через какие срани я пробирался, хотя и варился я не мало. Причем до этого я никогда не испытывал ничего подобного. Благо эскимос не подводил – кильнулся я раз пятьдесят.

Но вот наступила кульминация первой части – водопадик «Тихоня». Когда шли просматривать его у меня жутко тряслись ноги и я их еле переставлял. Да, с виду ничего особенного, но нужно буфить, а я хз как это делать =) Еще нагнал жути Антоха, сказав, что в прошлый раз он не забуфил и его там долго и нещадно варило. Сам понимаю, чтобы что-то научиться делать хорошо, нужно просто это делать и не париться. Сажусь в лодку, с трудом одеваю юбку, отталкиваюсь от берега. Разгоняюсь как могу и вот он слив… В общем нихера не получилось меня положило через корму и сразу промыло, пацаны говорят, что мне жутко повезло =) После Тихони зачаливаемся – начинается обнос Президиума (Да!.. Это мой первый обнос!..).

Выхожу на берег, задыхаюсь, ноги не держат, но надо идти. Тропа круто забирает в гору. Мелкими шажками, метр за метром взбираюсь наверх. Сердце выскакивает из груди. Ослабил спасик – стало полегче. После того как спустились к реке, сил у меня уже не осталось, Вася сказал подыматься наверх и идти пешком до лагеря. Так закончилось мое первое погружение в Мажойский каскад. На следующий день предстояло попробовать его нижнюю часть.

Второе погружение в Мажой тоже оставило немало впечатлений. Первую часть я прошел уже более осознанно. Оказывается здесь офигенные пейзажи. На Тихоне буф не удался, но я прошел его не заварившись и не перевернувшись. Осталось занести Президиум и я наконец-то попробую оставшуюся часть каскада!

Ведомый азартом я быстро обнес порог не устав, не запыхавшись. Сажусь в лодку, ухожу в Разминку. После верхнего мажоя я понял, что все что я ездил до этого фигня, после того как я сунулся во вторую часть каскада я понял, что до этого-то порогов я и не видел!

Каскадера я прошел по каналюзе, Русские горки занес. Когда подошли к Приманке, я выбрался посмотреть как его будут проходить остальные. Объехав пару бочек, нужно было спешно уходить со струи влево, чтобы не свалиться с огромного обливняка. Наступает мое время идти. С заходом все отлично, но я рано схожу со струи, попадаю в какую-то обратку, меня разворачивает, киляет и несет на обливняк! Чувствую первый удар по башке, падаю, приземляюсь на камень затылком, ебать, как же больно, ору в воде, встаю – все в шоке.

Но самое интересное впереди! В одном из уловов Вася говорит мне: «Езжай за мной. Там впереди будет несколько водопадов, но мы их смотреть не будем!» Сказано сделано. Плыву след в след, попутно переворачиваюсь. Но вдруг Вася делает элегантный гребок и уходит влево, передо мной же во всей красе предстает срез водопадика. Время остановилось. Страха нет. Только бы буф получился… Рюхаюсь в самую чачу, из левой руки вырывает весло, ничего страшного ­­– проходили, варюсь под сливом, весло вырывает окончательно… Хватаюсь руками за струю, после нескольких попыток промывает. Пытаюсь встать с рук, но очень спешу дышать, вторую попытку делать не стал. Отстрел.

Обидно, обидно, но это был мой первый отстрел на бурной воде. Всплываю… Так, как там в теории?.. Не упустить весло и лодку и при этом как можно быстрее выбраться на берег. Да я тыщу раз так делал! Весла нет… Пара гребков, хватаю лодку, гребу к берегу. Подплывает Вася, я перебираюсь к нему на корму, лодку сопровождает Костян. Мой дизелёк уходит в заключительный порожек самостоятельно, я прохожу его на корме у Главного. Но вот – улово, Костян любезно отливает воду с моей лодки, Ванюха зачалился чуть ниже с моим веслом.

Вася констатирует: «Ты проебался! Чувак, ты проебался!». Ох, как я тогда был зол! Это был один из самых главных уроков, которые я освоил на Алтае. Хер я еще когда отстрелюсь!

Когда подплывали к Чибиту, меня прорвало, я смеялся как обкуренный и не мог остановиться минуты три. Вася поздравляет меня с прохождением нижнего мажоя. Нет, говорю, пока не прошел.

– Вась, а почему ты позвал меня в тур? Знал же, что я херово плаваю.

– ХЗ… Пьяный был! Ну и потом, тебе же это нравится. =)

То, что «мне это нравится», в дальнейшем приходилось частенько вспоминать, когда было невыносимо страшно, когда просто хотелось вылезти на берег, сорвать с себя всю снарягу и покончить с каякингом раз и навсегда.

На следующий день едем на Мажой без Васи, Макс за главного, Антоха у нас сегодня глас божий =) После нескольких уроков от Макса, у меня пропадает всякое напряжение и я получаю нереальный кайф от верхнего мажоя.

Через пару дней приезжает Вася с гостями из Москвы и Питера. Приехали Серега, Леха и Паша 21см. Делаем контрольное прохождение мажоя, завтра заброска на Карагем! Все нажираются в зюзю. Ночью просыпаюсь от того через каждые пять секунд слышится «Бля-а-а-а-ать, бля-а-а-а-а-ть», слежу, чтобы меня не заминехало =).

Карагем-Аргут

После того, как мы запихали девять лодочек в машину, в кузове практически не осталось места – сидим на уровне борта. Едем по степи, палит Солнце. У всех обгорели коленки, у Ленина в добавок и лицо, что только усилило сходство =). Однако, сложнее всего было Васе. Он с алтайцами ехал в кабине и ему пришлось вместе с ними глушить водочку и запивать все это девяточкой.

Степь закончилась – дорога уходит на перевал. Потихонечку утепляемся. Порой взбираемся настолько круто, что лодочки наровят вывалится из кузова вместе со своими хозяевами. До реки мы не доехали километров пять, но и это было здорово. Думаю если бы водила был трезвый, вещички бы пришлось тащить с десяток километров минимум.

Костян, Ваня и Макс решают начать сплав уже сегодня по притоку, хотя явно видно, что воды маловато. К тому же вода ледниковая, ужасно холодная и нисколечки не способствует смягчению полиэтилена. Остальные взвалили скраб на спины и отправились на своих двоих. Карагемская поляна поразила меня своей красотой: со всех сторон горы со снежными шапками, стоят избушки. Через некоторое время приплыли наши ленивые каякеры. Оказалось, что Костян пробил свою мамбу, у Макса на карнали немного подрало борт, одна только Ванюхина джефа была цела и невридима.

Для ремонта лодки нужно было отпилить центральную лыжу, которая была намертво приклеена к днищу. Операцию с радостью согласился провести Серега Ананьев, в результате чего рядом с трещиной образовался весьма изящный пропил =). Трещину заварили качественно, а вот на пропиле ­– схалтурили. Из-за этого весь следующий день Костян проплыл в стиле неуправляемого снаряда, отливался через каждые полчаса и, наверняка, здорово прокачался.

В первые минуты сплава по Карагему было очень неуютно. Вода была ледяная, боялся кильнуться, пробить лодку. Единственное, что мы просмотрели был порог Селевой. В принципе ранбл, но можно побиться за нефиг делать. Подплв к порогу мы повылезали и начали обнос, Вася же, просмотрев, решил идти. Убедившись, что там можно обойтись без контакта с камнями, все попрыгали в лодочки и, так или иначе, прошли этот порожек.

Плывем мы, плывем и тут на тебе, орут: «Табань! Таба-а-а-нь!». Группа катамаранщиков проводит каты под деревом, которое перекинута с берега на берег. Чалимся, прикидываем… Да там хоть десять касок на башку одень, и то чисто пройдешь! Оставляем катамаранщиков с их катамаранными проблемами и заботами.

Когда на время ущелье Карагема расширилось, река изменила свой характер. Неспешно, поворот за поворотом она приближала нас к Аргуту. В голове проносится мыслишка: «И на фига тебе эти пороги? Плыть бы и плыть так спокойно, размеренно…». Но вот один за другим появляются камешки, одна за другой проносятся бочечки-сливчики-язычки. Начинается заключительный Чибитский каскад порогов. И тут я осознаю, что меня, блин, нереально прет! Да, мне это нравится!!! Это мое!.. Вокруг одна пена, струек-сбоек не видно и характер потока приходится угадывать по выпирающим то тут, то там сиськам. Именно в этом месте я понял, что порог – это не солянка из хаотичного скопления камешков и воды, превращающей все в безумие, а просто набор треков между препятствиями. Попутно вспомнил советы, что незачем бороться с потоком. Достаточно хорошо прочитать реку и сделать один-два решительных гребка для корректировки линии движения, чем лопатить с выпученными глазами, излишне расходуя силы. Немного расстроился, когда, все-таки, кильнулся, но вовремя вспомнил, что еще неделю назад у меня за плечами была только Каша на Казыре!

Буйство стихии обрывается внезапно, река выполаживается, мы попадаем в долину степного Аргута. На сегодня сплав закончен. Обживаем полянку в устье Карагема, с нее же уходит группа катамаранщиков. Когда выясняется, что мы замочили сегодня шестерик (по катамаранным меркам) за четыре часа, разговор уже не вяжется, с их стороны только восхищенные и уважительные взгляды. Вася, Макс и Костян остались ремонтировать лодку и готовить ужин, остальные ушли на зыринг Карагемского прорыва, который поразил своей мощью и неприступностью. Также мы сегодня, на примере Паши, убедились, что незачем «раскрываться» на каменистых речках.

Начало сплава по Аргуту расслабляет, река течет, извиваясь в долине. Затем начинаются валики – сначала маленькие, затем все больше и больше, если ехать на них прямо, то положит через корму за нефиг делать. Ну а потом настал ацкий биг волюм! Нагоняем группу катамаранеров, с которыми пересеклись вчера. Они решили просмотреть очередное препятствие.

– Вась, а что это за порог впереди? В нашей лоции его нет!.. – кричат они с берега.

– Порог УБИЙЦА!!! Вы все утонете!!! – без всякого замешательства выдает Главный.

Когда подошли к порогу «Надолбы», Вася сказал нам с Пашей ехать его по канализации справа и в конце уйти влево. Если бы я не видел месиво в самом центре, то я бы ни за что не назвал это каналюзой! Чуть не проплываю мимо улова, в котором собралась вся компания, нарекания следуют незамедлительно. Про себя же посмеиваюсь: продолбанная чалка ни в какое сравнение не идет с тем, что я сейчас проехал.

Трубу и Порог водопад Сапожникова Вася отправляет меня и Пашу обносить по берегу. Надо сказать, сверху все выглядело достаточно безобидно: бирюзовая водичка, бочечки…

Больше всего мне запомнился порог Раздельный. Это был единственный порог, который мне довелось просмотреть на Аргуте перед прохождением. Здесь река входит в невысокий каньон. В самом пороге можно уйти влево по канализации или вправо, навстречу валу-бочке просто невероятных размеров. По-секрету Вася сообщает, что совсем справа, между бочкой и скалой, есть узкая полоса быстротока, но «настоящий самурай должен ебнуть в самый центр!». Сначала уходят Главный и Леха. Перед тем, как отчалить Вася говорит мне, что незачем долго собираться перед порогом – нужно ехать сразу, пока горячий, пока есть запал. Если решил, что идешь, то садишься в лодку и мочишь. Ухожу третьим в гордом одиночестве. Та срань, которая надвигалась на меня, и с берега выглядела впечатляющей, но то, что я увидел с воды, сразило меня своей грандиозностью. Оставляя стену воды, метров шесть в высоту, слева и скалу, высотой метров десять, справа, я чувствовал себя песчинкой, букашкой. Зачаливаюсь. Перепад эмоций просто потрясающий! Если бы был возможен обнос, то мы бы обязательно проехали порог еще раз!

Заканчиваем семичасовой сплавной день в устье Шавлы. Здесь её бирюзовые воды втекают в белесый Аргут. Разбиваем лагерь. Очередной раз убеждаюсь, что по рекам Алтая можно свободно сплавляться без палаток, топора и пилы. Сегодня у нас лекция и семинар на тему белого движения. Мне всю ночь снятся мегауборки со мной в главной роли в порогах невероятных размеров.

На следующий день у нас остается один серьезный порог – Атланты, который мне запомнился прикольными треками и досаждающими воронками на выходе, в одной из которых меня-таки положило. Впереди остается порог Ворота за сто метров до впадения в Катунь. Валимся в него как горох, взрывая мозг очередной группе катамаранщиков, просматривающих его с берега. Мягко-мягко принимает отбойник от скалы правого берега, ставит на кормовую свечу в бочке, парирую опрокидывание и все, Аргут пройден!

Чулышман

Признаюсь честно, свое алтайское турне я хотел закончить сразу после Мажойского каскада. После Аргута я опять вспомнил о том, что можно слинять. Но как-то не сложилось, все было здорово и замечательно… Ну что ж, мочим шестерик!.. =)

Перед Чулышманом у нас было офигенное пати, кульминацией которого стала поездка в Васиной камрюхе восьмерых(!) животных с целью «унизить» Доктора. Максу наконец-то купили детскую книжку, что бы больше говорил классическим, правильным и стройным русским языком, а не короткими матерными фразами.

По пути на Чулышман встретили грппу бывалых (на полном серьезе) катамаранщиков, которые поведали о том, что воды в реке выше крыши. От Васи конечно же последовал вердикт, что все утонут.

Язулинское ущелье предполагалось пройти два раза. Секонд ран – дабл фан. В первый день я с Пашей шел по берегу, мы обеспечивали фото-видео. Чертов мост и Три Вовы с Затычкой были обнесены. А потом случилось просто невероятное: при тюленьем старте с высоты метров семь Макс сильно ушибся и его пришлось эвакуировать. Я сказал Максу, что он очень везучий каякер, так как мало у кого еще будет два(!) русских портера =). Второе прохождение после такого делать не стали, было решено на следующий день мочить Шавлинское ущелье.

Утром Макс, нажравшись кетарола, подтвердил свое дальнейшее участие в экспедишоне. Но тут внесли креатива Серега и Паша, забыв свои весла в машине! В итоге им пришлось плыть с запасками и, случись чего, других весел не оставалось! Все начиналось с безобидных перекатиков. По возможности, выхожу в авангард, чтобы учиться читать реку. Начинаю продалбываться – перехожу в конец пелетона. Но вот наступает Кульминация. Падение и сложность резко увеличиваются, не успеваю соблюдать линию движения. В какой-то бочке меня кладет и промывает. Плыву в перевернутом состоянии, жду момента когда можно будет встать, а он все не наступает и не наступает – вокруг одна пена. Когда воздух начал заканчиваться, начали мелькать мыслишки об отстреле… Делаю эскимос с особой тщательностью… Фу-у-у-ух, можно дышать! Догоняют Костян с Пашей – они уже приготовились к спасработам. И что я вижу! Вася стоит на камне с морковкой, словно чувствуя что могут возникнуть проблемы. Присматриваюсь, нет морковки нет, да и не зачилился бы он так быстро, весла нет, лодки тоже… Неужели!.. Неужели Вася отстрелился! (Значит и мне можно! =)). Оказывается у него заклинило весло в камнях и ему пришлось зажабить =( (Если кому-то надо весло на халяву, то в Кульминации на Чулышмане есть отличный Kober!) Благо в это время порог обносила группа, в составе которой были каякеры, да еще Антоха с ними знаком! Раздобыли главному гребло и отправились дальше.

Стоянка в этот день была особенная. Было лениво ставить тент. Народ расстелил коврики и спальники возле костра… Все достали свои книжки и предались чтению… Вот такая вот компания!

На следующий день оставалось пройти заключительный порог верхнего Чулышмана – Каша. Условно его можно разделить на пять частей. Первую было решено идти сходу, а все остальное просматривать. Ну я естественно проебал чалку и пошел во вторую ступень один одинешенек. После пары треков чалюсь в первом же попавшемся улове. Через минуту ко мне зачалился Вася и посмотрел таким жутким, прожигающим взглядом, что просто хотелось провалиться под землю, испариться, исчезнуть… Когда мы вылезли на берег от него последовала такая матерная тирада, что уши завернулись в трубочку. Без лишних разговоров взваливаю лодку на плечо, начинаю обнос. За то время, пока я обносил вторую ступень, я тыщу раз проклял себя за продолбанную чалку. ОБНОС ПОРОГОВ ХУЖЕ ЧЕМ САМИ ПОРОГИ!!! (Просвященные добавят: «Все ломаются, рвут уши, рвут одежду…»=)) С груженой лодкой да по «живым» курумам, да через завалы – не айс. Вторую, третью и четвертую ступень я занес, ну а дальше двигаться по берегу было просто нереально. Решаюсь на прохождение заключительной части. Да! Ах, какие там сиськи! После прохождения буря эмоций и восторга! Ура! Я снова в строю! Вася говорит: «Ну че, правильно ­– все самое простое занес, сложное прошел».

Кульминацией дня был водопадинг. Куркуре. Про Куркуре писать неохота – для меня это место куда я обязательно вернусь и замочу. Ну а пока… Пока я честно занес лодку на старт. Присмотрелся и понял, что пока нет, пока не для меня. (Вечером было интересно узнать, что Вася думал, что я решусь на прохождение =))

Башкаус

Башкаус, для меня, – речка особенная. Мало того, что каякингом (как тогда мне казалось) я объелся поуши, вовсе не хотелось пройти эту реку в стиле «сарделька в супе». Поэтому было решено, что вместо меня на Башкаус отправляется мой зелененький дизель под управлением Костяна.

Когда народ отчалил, у нас с Максом началось другое приключение. Миновав Улаган, мы застряли на полпути в Акташ, так как сцепление на Васином Хайсе окончательно сгорело и развалилось. При буксировке у нас сгорели тормоза и мы со скоростью 60 км/ч гнали накатиком к Чуйскому тракту. На такой скорости, да на автобусе, да по виражам, да без тормозов! Впечатления, я вам скажу, те еще! Макс делает ремарку о том, что для безопасного передвижения по Алтаю, нужно обязательно иметь запчасть в виде запасной машины. Затем было ожидание ремонта, выброска животных с Башкауса, ну и дорога в Новосибирск.

Заключение

Еще год назад я вот так же сидел и с завистью перечитывал всевозможные отчеты про каячные отжиги и даже подумать не мог, что у меня будет такое офигенное лето на Алтае. Много сделано, но сколько еще впереди! И если Вы только начинаете заниматься каякингом, то мой совет – приезжайте к Васе на Алтай и нереальный прогресс будет обеспечен! Пол, возраст, вероисповедание и марка лодки значения не имеют. Приезжайте и может быть Вам доведется услышать: «Езжай за мной! Там впереди будет несколько водопадов…»