Весна в Южном Казахстане

23 мая 2010, 12:23

В День Победы я выгрузился из самолета в Алма-Ате. А вечером того же дня мы встретили наших новых подопечных, четверых парней и одну девушку из Казани: Валеру, Васю, Петю, Леню и Луизу; и старого знакомого по прошлому году Саню из Самары. Днем позже к нам присоединился и атлет Лубягин.

Вся команда Riverzoo в сборе, но нам потребовалось еще два дня для оформления регистрации и прочих бумажных формальностей, коими так радует российского гражданина независимый Казахстан. После общения с представителями власти этой замечательной страны у меня родилась идея увлекательного экстримтура для российских олигархов - "Почувствуй себя таджиком".

Пока Василий разбирался с бумажками и забирал наши лодки, мы славно погуляли по Алма-Ате и посетили место под названием Медео. В целом город оставил очень приятное впечатление зеленого оазиса.

На этом культурная программа нашего путешествия подошла к концу, и началось то, ради чего мы все и собрались: автотуризм и каякинг.

Первой нашей рекой стал Чилик. Это несложная река с очень динамичной секцией, посередине которой расположен достаточно интересный порог "Сто тысяч долларов". Пока атлеты оттачивали свои навыки каякинга, мы с Василием внимательно следили, как кто плавает и какие ошибки допускает. Порог решились поехать не все, а зря. Мне показалось, что ничего сложного там не было. А в сочетании с удивительно теплой для этого времени года водой и прекрасной погодой "Сто тысяч долларов" стали бы прекрасным полигоном для оттачивания техники. Те, кто проехал порог (Василий, Я, Саша и Вася Кузнецов), после прохождения требовали свой приз – 100000 $. В целом Чилик очень порадовал теплом, прекрасными пейзажами и очень бодрыми участками для сплава.

Нашей второй рекой должен был стать Чарын и секция "Альбатрос". Однако еще в Алма-Ате мы слышали от местных спасателей, что сейчас в этой реке вместо положенных 100 кубов в секунду течет 1100. Конечно, эта цифра оказалась завышенной. Раза в три. Но факт оставался фактом – на реке был откровенный паводок с плывущими бревнами и дохлыми коровами. Василий решил не рисковать лишний раз, и день сплава был заменен на осмотр достопримечательностей. Их в долине Чарына две: первая – знаменитое Майнакское ущелье. Одно из самых суровых препятствия на реках бывшего СССР. Было решено одним глазком глянуть на эпическую срань.

Сложные реки в Казахстане текут не совсем так, как в других местах. Подъезжая к реке, ты не видишь гор. Машина едет через степь пока не упрется в невысокие зеленые холмики как с заставки Windows. Мы потихоньку спустились с такого холма, форсировали приток и обнаружили за складкой местности ЖОПУ МИРА. Идиллический пейзаж прорезал неглубокий каньон, внизу которого тек местный казахский Карагемский прорыв. По этому уровню воды никаких мыслей о возможности сплава не возникло даже у Васи Порсева.

Мы полазали еще немного по краю каньона и поглядели еще на пару ужасных прорывов. Этой осенью наша команда планирует суперпутешествие по Средней Азии. Одна из целей путешествия – каячное первопрохождение Майнакского ущелья последней непройденной Василием Великой советской реки Чарын.

Вторая достопримечательность неподалеку – знаменитая Долина замков. Тут уж лучше один раз увидеть. Описать это невозможно. Когда я туда попал, я просто зажал гашетку своего фотоаппарата и не отпускал ее до самого выхода. Остальные делали примерно то же самое. К сожалению, фото не передает всего великолепия этого места, но кое-какое представление все же дает. Все обязательно должны побывать в Долине замков.

Ну а дальше была дорога на Коксу. Про это я хочу рассказать отдельно. Дороги бывают разные: перегруженные машинами хайвэи в бетонных каньонах многоэтажек, страшные серпантины, состоящие исключительно из слепых поворотов, когда справа пропасть а слева стена, а бывают дороги через степи. Они прямые как стрелы, без единого поворота на много километров, почти без транспорта, с пустыми обочинами и заходящим среднеазиатским солнцем в зеркале заднего вида. А вокруг бесконечный простор степи и запах полыни. Мне так не хватало всего этого на клаустрофобических грунтовках Непала.

В конечном итоге мы оказались на берегу Коксу. Воды в реке было тоже по уши, но мы решили плавать. Вечер на этой стоянке был одним из самых холодных за все путешествие. Согласно собственному гайду по снаряжению для экспедиционного каякинга у меня были с собой только шорты. За базар пришлось ответить по полной.

Коксу в нашу воду – бигвольюм река на два дня. Ребята впервые в жизни погрузили свои шмотки в корму лодок, и мы поплыли вниз. Коксу оказалась местной Катунью – большие водные структуры и огромное количество валов для серфинга. Порогов больше, чем на Алтайской близняшке. Всем было очень интересно. Ночевали мы посередине реки у Гены. Этот человек много лет назад бросил работу, отстроил натуральное хозяйство вдали от цивилизации и сейчас живет в свое удовольствие принимая в своем жилище туристов, каякеров, рыбаков и охотников. Я подумал, что это отличный вариант на старость.

На следующий день мы доехали реку до конца. На десерт нас ждали водопады. Первый из них представлял собой ужасное чудовище – прыгать его не захотел никто, а вот второй выположился из-за паводка и с виду был не страшен и опять же с виду вполне безопасен. Я пошел первым. При заходе в который раз поймал себя на мысли, что с берега все кажется не таким огромным и мощным как на самом деле. В финальной бочке меня, конечно, как следует переебало, но благополучно промыло. Когда я встал, то осознал себя в огромном кипящем улове, который был больше похож на маленький участок моря в шторм, чем на речную структуру. Меня несколько раз положило. Я долго пытался выйти на струю, под конец забил и нашел крохотный кармашек у берега без волн и поганок. За мной приехал Вася Порсев, также поприключавшийся в злосчастном улове. Третьим решил замочить срань маленький Вася. Водопад он прыгнул и благополучно приплыл в нашу тихую лагуну. Остальные от прохождения воздержались, и правильно. Собственно, к чему все это? Улово может убить. Когда вы просматриваете срань, обратите внимание не только на сливы и бочки, но и на улова. Человек без лодки в нашем случае поимел бы очень серьезные проблемы. В конце концов, мы трое собрались, оттраверсили злосчастное улово и уплыли дальше.

Далее была прекрасная дорога не Лепсы. Вечером Костик взялся за готовку и сотворил нам настоящее чудо кулинарной мысли – солянку. Ничего вкуснее в жизни не ел. Костя, если бы ты был женщиной, я бы на тебе женился. Пока Лубягин колдовал над едой, Саша развлекался фотографированием со штатива. Получились замечательные кадры.

Лепсы мне показалась самой интересной рекой тура. 10 километров порогов нонстоп в красивейшем каньоне. Пороги локальные и мощные, но не криминальные. Всем очень понравилось.

Оставшееся время, сэкономленное не Чарыне, мы потратили уже в России, на Долларе, где у нас приключился замечательный серф-родео-сесшен на сплавных лодках.

Итоги тура: всем все понравилось. Надеюсь, кто-нибудь из ребят напишет вскоре свой креатив по мотивам нашего путешествия. Уровень катания участников сильно вырос. Лучше всего это было видно по Луизе. Неуверенные эскимосы и кривые опоры в начале тура сменились осмысленным серфингом на ужасном Долларе без всяких проблем. Парни тоже здорово расширили свои возможности. Что касается меня, то мне очень понравилось кататься по реке в качестве гида. Голова занята уже не своими страхами, а мыслями о других. Надеюсь, что мое участие в туре помогло ребятам научиться лучше кататься. Ну и, конечно, мне очень понравился весенний Казахстан.

По результатам путешествия, могу смело рекомендовать этот тур всем каякерам как альтернативу весеннему Кавказу, Абхазии и Алтаю. Здесь теплее, спокойнее, реки больше и интереснее. Приезжайте к нам!