Путешествие на Нижнюю Карнали. Ноябрь 2013

3 апреля 2014, 22:34

Если и существует где-то на Земле Дом Бога, то эта обитель Его должна быть где-то среди сверкающих снегов, в Гималаях, на Крыше мира…

Ноябрь в Непале солнечный летний месяц. Дни светлые и теплые. Реки бирюзовые, окаймленные зелеными застывшими кронами. Зреют бананы. Повсюду цветут бархатцы и множество неизвестных ярких цветов. Пряный запах стелется по земле.

Ночи ясные, звездные, но приправленные сыростью и кисло- сладким ароматом цветущих растений.

В начале июня муссоны приносят сюда сезон ветра и воды с короткими проблесками ослепительного солнца. Земля сдается на милость бешеной зелени, границы размываются, реки выходят из берегов. Все это прекращается где-то в октябре и начинается сухое и солнечное время. Вот в такое-то ноябрьское “лето” я первый раз попала в Непал.

…Может быть, я никогда бы не решилась, если бы не ряд обстоятельств. Одно из них – отпуск в ноябре. Так я впервые попала в Юго-Восточную Азию, в совершенно незнакомую страну, с другими традициями и обычаями, страну, где еще сохранилась кастовая система, где говорят на непонятном языке, где летом сезон дождей, а умерших сжигают на кострах и отправляют плыть по реке.

Карнали… Это название я впервые услышала несколько лет назад. Тогда наши друзья из «Трех стихий» участвовали в прохождение сложной верхней части этой реки.

Та самая Карнали… и я? А почему бы и нет, если это Нижняя Карнали? Гайды рассказывали, что ниже поселка Сеули река входит в каньон “Коридор джунглей”, с огромными красивейшими порогами II — IV кс. Сплав по ней описывается как удаленное и уединенное путешествие по одной из самых полноводных рек страны, на оторванном от цивилизации «диком западе» Непала. А Василий Порсев назвал Нижнюю Карнали рекой, на которую «каждый каякер должен привезти свою подругу».

Вот как-то так все и получилось, что в один прекрасный ноябрьский вечер я оказалась в аэропорту Катманду и стояла совершенно ошеломленная посреди площади, заполненной туристами, чемоданами, рюкзаками и непальцами…

Первое, что мне запомнилось – это запах. Кисло-сладкий аромат специй и каких-то благовоний встречает гостей в аэропорту. Представьте, что вы зашли в магазин «Белые облака» в начале поездки и вышли только через две недели. Второе – это музыка. Везде, где есть электричество, можно услышать непальские и индийские мелодии. Было такое ощущение, что даже ночью они не переставали играть.

Поначалу яркие и приторные ароматы и мелодичные, но такие же приторные и совершенно чуждые нашему слуху напевы сводили с ума, и меня едва не мутило от всего этого. По мере того, как мы в маленьком, потрепанном «сузуки» пробирались по улицам Катманду, к нашему отелю в Тамеле, мне становилось все хуже и страшнее…

Узкие, хаотичные улицы, дома, похожие на бараки, какие-то разноцветные лампочки, гудки, пыль, совершенно не европейские лица мужчин и женщин со смуглой кожей и карими глазами… И этот кисло-сладкий аромат… Тамель – лабиринт кривых улочек, пестрых туристических лавок, гудки машин, отсутствие тротуаров, рикши, машины, мотоциклы, туристы и непальцы, все это одновременно гудит, движется, все подчинено какому-то непостижимому ритму.

Я плохо помню этот свой первый вечер в Непале. Помню только, что было стойкое желание купить обратный билет в такую понятную и привычную Москву, сбежать из этого сумасшедшего непальского «черкизона» под названием Катманду.

Но вместо этого Костян сходил куда-то и купил нам билеты на т.н. «турист-бас» в сторону Покхары. Билеты выглядели как листок бумаги, на котором были ручкой написаны какие-то каракули.

И вот на рассвете, промозглым утром, рядом с этим самым потрепанным «турист-басом», среди мусора и торговцев началось наше непальское приключение. Мне было поначалу очень не просто. Оказалось, что я, несмотря на любовь к походам, очень европейский человек, привыкший к «нашему» комфорту и мне трудно привыкнуть к стране, так сильно непохожей на нас.

Постепенно, с каждым днем, Непал открывался для меня, или я открывала его. Это не была любовь с первого взгляда, как, например, прекрасная Грузия, это было постепенное познание и знакомство с этой удивительной страной в Гималаях, зажатой между двумя самыми населенными странами мира.

Для европейского (и моего) понимания мировоззрение непальцев кажется чуждым, оно совершенно не соответствует нашим привычным стереотипам. Большинство непальцев — язычники-индуисты. Для нас эта религия кажется бессистемной, логически неорганизованной и неупорядоченной, как и вся жизнь в Непале.

За всю историю существования индуизма никогда не созывались всеиндийские соборы, на которых устанавливались бы общие нормы, принципы и правила, или кодифицировались тексты. Однако с точки зрения традиционной культуры Индуизм имеет бесспорную системность, связанную с древней мифологией, хранящей во многом колорит архаической эпохи.

Стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Так же, как и непальцем. В Непале около сотни разнообразных народностей и каст. Понятие «неприкасаемые» существует до сих пор. Как и обычай кремации умерших. В быту принадлежность к кастам связывают с материальным благополучием, поэтому иностранцы европейского происхождения (и мы) причисляются к высшим кастам, из-за готовности тратить деньги. Однако, когда речь идет о более высоких отношениях, мы для них «неприкасаемые», потому что не индуисты.

Истоки индуизма обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко III-II тысячелетию до новой эры. При этом с древнейших времен сохраняются многие обычаи и представления, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории.

Такого длительного, непрерывного и полнокровного существования не имела, пожалуй, ни одна другая религия.
Именно эта религия лежит и в основе мировоззрения современных непальцев. Большая часть их – крестьяне, живущие тем, что выращивают рис, как и их далекие предки на искусственных террасах вдоль рек. Рис является основной пищей жителей.

Непальская пища становится одним из самых первых и поначалу самых трудных испытаний для европейских туристов. Во-первых, все острое. Очень-очень острое, есть не получается совсем.

Во-вторых, тут другой состав воды, и это имеет известные последствия. В третьих, если отъехать от цивилизации, то приходится все время есть даал-бат – блюдо из неизменного риса с острейшей подливкой из чечевицы. Если кто-то из девушек мечтает похудеть – вам сюда! Первые три дня я только ковыряла вилкой в даал-бате, пытаясь отделить несоленый безвкусный рис от острой подливки. На четвертый день мне стало все равно, на пятый мы ели все подряд, включая пирожки, купленные на улице. Но поправится обратно уже не получалось и есть хотелось все время.

Первая непальская гостиница в Тамеле меня тоже напугала. Особенно общий душ на этаже, на полу которого плавали хлопья какого-то мыла. Я завернулась в свой спальник поверх покрывала, но все-таки уснула.

Следующая, в Покхаре, была праздником – это был почти нормальный отель «три звезды»! На завтрак подавали обыкновенный кофе и обыкновенный омлет, наши соседи были приветливые туристы из Европы. Из окна видны прекрасные восьмитысячники! Здесь в горах не было пыли, в раскрытое окно врывался свежий ветерок.

Вообще Покхара мне понравилась намного больше Катманду. Можно было прогуляться на озеро Фева

или подняться на соседнюю гору к Ступе мира.

Во дворе гостиницы стоял домик местных жителей с огородом, в котором росли бархатцы и какие-то овощи, как у нас на дачах. Эта семья и стала первыми непальцами, которые открыли для меня небольшое окошко в свой мир.

Мы прожили в Покхаре несколько дней: плавали на лодках, чтобы раскататься перед путешествием на Карнали, гуляли по городу, покупали сувениры.

Если ты хочешь узнать страну – поезжай местным транспортом

Наш путь на Карнали лежал через всю страну на Запад, ехать предстояло на автобусе. Турист-басы в Непале – большие автобусы для иностранных туристов. Имеют некое подобие комфорта, но не всегда. Локал-басы — автобусы, на которых передвигается по стране местное население.

В основном старые, потрепанные жизнью машины, но очень эффектные — разукрашенные разноцветными изображениями неведанных богов и существ. Окна укреплены металлическими прутьями, чтобы при столкновении со «встречкой» на горных серпантинах не бились стекла, на крыше багажник для перевозки вещей.

В них набивается столько народу, сколько может, сидят на сиденьях, в кабине, на плетеных табуреточках в проходе. Многие забираются на крышу к багажу. Так путешествуют по стране мужчины, женщины с детьми, студенты, школьники со своими родителями, старики. Едут работать, к родным, на базар, в гости, на учебу. Именно этот способ передвижения мы выбрали, чтобы добраться на Карнали.

Путешествие на Карнали – это автоном. Мы взяли с собой все, что нам нужно, лодки и гермы, и ранним туманным утром тронулись в путь. Выехали мы на рассвете и только к вечеру добрались до пересадочного центра в городке Колпур. Скорость «локал-баса» — около 40 км/час. Движение – левостороннее.

В наш первый автобус набилось полно непальцев со стариками, женщинами и детишками, какими-то баулами и котомками. Нам достались убогие места «в хвосте», сиденья не откидывались, дышать было нечем, но мы хоть сидели.

Медленно автобус ползет через перевал над головокружительными пропастями, и, бешено гудя переливчатыми гудками, и дребезжа всеми деталями, разгоняется на равнине. Много раз мы зажмуривались, чтобы не видеть адские пропасти и встречные машины.

Через каждые два часа – остановка в придорожных кафе, где можно поесть даал-бат. За все время я так и не рискнула попить простую воду из кувшинов в этих кафешках, к счастью, мне везде удавалось купить чаю.

Туалеты в таких кафешках – выгребные ямы. К ним сразу выстраивается очередь пассажиров. Нет туалетной бумаги, местные жители пользуются водой. Сначала эти заведения меня тоже приводили в ужас, я боялась дотронуться до ручки двери, но постепенно отходя от первых испугов, я вдруг отметила, что эти придорожные заведения очень чистые. Ни бумажки, ни следов чего-то. Каждый посетитель за собой моет пол, если что-то не так. Страна контрастов – чистейшие туалеты и замусоренные речки и города.

До Колпура мы ехали целый день и успели «сродниться» с пассажирами. Все были очень вежливы и дружелюбны, мы делились с малышами какой-то дорожной едой, непальцы спрашивали, откуда мы и куда едем. За окном мелькали горы, поселки, поля, школы, города.

В Колпуре мы сели на следующий автобус, который довез нас до Суркета, где мы переночевали в «гостинице» при местном «автовокзале». Двери «номеров» не закрывались и выходили прямо во двор, по которому всю ночь бродила огромнейшая свинья. Я попробовала разбудить Костю Лубягина, чтобы он что-то сделал, чтобы свинья не забралась в комнаты, но он очень устал и непальской свиньи не боялся.

Рано утром Костян нашел нужный автобус, и мы снова тронулись в путь.

Касса автовокзала. Суркет

Случайно встретили команду «Teem Beer»

Мужчины за работой. Суркет

По серпантину забрались на перевал, увидели в горной деревушке объявление с нарисованным тигром, но смысл его не успели уловить, и поехали вдоль Карнали.

Она вилась голубой лентой где-то далеко-далеко внизу, а наш переполненный «локал-бас» ехал по разбитой грунтовой дороге по краю головокружительной пропасти. Внизу был зеленый-зеленый тропический лес и бирюзовая река, а здесь росли сосенки и в голубом небе светило солнце. Было видно пороги, и разделяющая нас высота заставляла представить мощь этих порогов.

Дровяная плита. Приготовление пищи

К середине дня небо заволокло тучами и мы прибыли в Сеули. Населенный пункт, где дорога, наконец, выходит к самой реке. Мы вышли в маленькой придорожной деревушке, без электричества, среди рисовых террас. Нас тут же окружили местные дети и жители.

Дом Бога в Сеули

Тучи стали еще тяжелее и темнее и вот, когда мы, наконец, вышли на берег и начали переодеваться в сплавное, Карнали встретила нас ливнем. Мы паковали лодки на каменном пляже рядом с маленькой деревушкой и рисовыми террасами.

Деревушкой, где люди не знали электричества, и рисовые поля обрабатывали вручную. Где у дороги стоял Дом Бога, и Бог держал в руках отрубленную голову. А между камней на пляже лежал пепел от погребальных костров… Казалось, время провалилось куда-то, и мы получили реальные шансы оказаться либо на костре, либо в руках этого Бога. Почему-то вспомнился роман «Дочь Монтесумы» и, честно говоря, хотелось поскорее убраться оттуда.

И вот лодка отталкивается от каменного берега, и ее подхватывает бирюзовая вода. Так начинается наш сплав по Карнали. Река неширокая, хотя по рассказам – нижняя часть это «бигволюм», и все должно быть больше, чем на Катуни. По берегам – темно-зеленые джунгли и рисовые террасы. Из-за дождя зелень кажется особенно сочной, берега — немного суровыми и мрачноватыми. Так вот она – первозданная, дикая природа.

Проходим в молчании несколько поворотов и видим первый слив – через всю реку, без бочки, гладкий и прекрасный. Видимо, дело в глубине реки — спокойная бирюзово-свинцовая водная масса переливается через срез и разбивается внизу огромными пенными бирюзовыми валами! Ого! Да, эта река только кажется спокойной!

Дождь услилвается, льет уже стеной, начинает темнеть. Замечаем на рисовых террасах навес из дерева и соломы и чалимся к берегу. Крыша из соломы. Пол на столбах, деревянный, обмазанный глиной с очагом посередине. В этом настоящем первобытном жилище мы спрятались от дождя и провели свою первую ночь на Карнали.

Утром светило солнце, и небо было голубое-голубое. Около нашего навеса ходил хозяин поля, просто одетый крестьянин. Он недоуменно рассматривал каяки и наши вещи, но не решался нас будить. Потом к нему пришла его жена, тоже крестьянка, очень красивая молодая женщина, они по-своему что-то заговорили, судя по интонации, что надо смириться с нашим присутствием, ну что поделаешь. Потом они необыкновенно нежно улыбнулись друг другу, и нам, и каждый пошел делать свою работу в поле. Они были настолько просты, и настолько искренни, их действия были настолько естественны, как только могут быть просты и естественны действия людей, работающих на земле.

Мы снова сели в лодки и тронулись в путь, солнце освещало долину, река стала ярко-бирюзовой, от мрачных мыслей не осталось и следа. Мы любовались берегами, Костя даже увидел кого-то рыжего и кошачьего в лесной прогалине.

С каждым поворотом мы приближались к большим порогам нижней Карнали. Костян и Андрей решили снимать видео, поэтому они шли первыми, а потом мы, и они нас снимали. Огромная масса воды, заходя в порог, взбивалась громадными бирюзовыми валами и закручивалась гигантскими бочками у берегов. Несколько порогов мы посмотрели, но основную часть шли «сходу», и уж тут главное было не потерять среди валов и пены лодки Кости, Андрея и Сапы. И еще грести изо всех сил!

В конце концов, в одном из порогов я потеряла на какое-то время из виду Сапу, и когда снова взлетела на гребень, увидела, что он лопатит налево. А через несколько секунд прямо передо мной встал странный огромный вал с гладким пологим верхом, без пены… иии….о да, вид с этого пологого вала вниз был действительно впечатляющий и головокружительный! А падение – как падение в ад… быстрое и безнадежное…

Но видимо мой визит в Дом Бога был в этот раз отложен, я изо всех сил держала весло, чуть руки не оторвало, но меня промыло с лодкой! Вечером вспоминали слова из рассказа Деника «…там ничего нет, в одном пороге будет слив с двухэтажный дом, а за ним котел, но это все легко объезжается…»

Как оказалось впоследствии, котел этот не так опасен, следующая участница приехала туда за мной, ее сильно потрепало и разобрало, но, к счастью, быстро промыло, и ее благополучно спасли. Вообще все пороги на нижней Карнали, несмотря на огромные размеры всего, довольно безопасны. После идет более или менее гладкая вода, и везде можно поймать. И если плыть через центр, везде промывает. Такой бирюзовый гигантский аквапарк с горками и белыми брызгами!

Подплываешь к порогу, смотришь вниз и думаешь, что эта «горка» и бушующая вода сильнее твоего страха. Заходишь, огромный вал, вот второй, вот падаешь на какую-то пену, вот проскакиваешь по ней вперед, пена, снова солнце, вот за Костей правее, что это было?..., вот еще пара валов, все!!!

А по берегам непальские джунгли, песчаные пляжи, скалы. Голубое небо и яркое летнее солнце!

Участок с порогами мы шли два дня. Это было и преодоление себя, и счастье от того, что все получилось! Каждый порог был не похож на следующий, каждый дарил новые яркие эмоции!

Вставали мы на диких песчаных пляжах, окруженных зелеными джунглями. Вода в Карнали теплая, и можно было искупаться и зарыться в теплый белый песок.

Костя разводил костер и готовил вкусный ужин, пек лепешки-«чапати» на камнях, мы пили индийский виски и были счастливы. Ночевали в спальниках под открытым небом у костра.

Над нашей головой раскрывался мерцающий шатер – непальской небо. Сменяя друг друга, проплывали созвездия – Орион, Кассиопея, тысячи, миллиарды тысяч звезд! И если не закрывать глаза – часто искрой прочерчивал небо одинокий полет астероида где-то далеко-далеко в космосе.

Темные джунгли наступали на пляж со всех сторон и жили своей удивительной ночной жизнью, издавая странные, непривычные звуки. Отблески костра всю ночь плясали на листьях ближних деревьев. Под утро из-за горизонта показывался на небе знакомый ковш Большой медведицы и Полярная звезда. Появлялся туман и рассветало. Джунгли затихали. Можно было устроиться поудобнее и наконец закрыть глаза и заснуть.

Наши гости

Утро четвертого дня было таким же солнечным, как и все на Карнали. Нам предстояло пройти 60 километров гладкой гребли – выкат до поселка Чисапани. Часть сплавного снаряжения мы упаковали в лодки, солнце приветливо светило, днем стало жарко.

Бирюзовая вода и река Карнали постепенно прощались с нами. Валы становились все меньше и меньше, брызги и солнце, удивительно красивые пейзажи, совсем уже не страшно.

Плыли мы в хорошем темпе, я, пытаясь фотографировать, все время вынуждена была догонять ребят. Постепенно река стала совсем ровной, начались разливы и разбои, большие участки совсем стоячей воды.

Мы доплыли до населенной части Карнали. Стали появляться домики на столбах, крытые соломой. По берегу тут и там бежали дети, кричали «намасте!», махали нам.

В реке купались дети и взрослые, женщины что-то стирали, на пляжах стояли живописные стада буйволов. Рыбаки в длинных долбленных лодках ловили рыбу, которая, как говорят, на Карнали очень вкусная.

Так прошел целый день, а под вечер мы вошли в каньон в розовых скалах. Он тянется несколько километров, с ровной водой, и на закате это было очень красиво. И вот, преодолев и его, когда скалы расступились, мы увидели в сгущающихся сумерках ориентир «пут аута» на Карнали — автомобильный мост в Чисапани.

Мы собирались уехать сразу же в этот вечер на попутном автобусе в Покхару, но нас ждал неприятный сюрприз в виде забастовки в связи с политической обстановкой в стране. К счастью, местные жители помогли нам найти самую лучшую гостиницу в поселке, похожую на среднюю гостиницу в наших райцентрах. Там было довольно скромно, но чисто, в каждом номере был санузел, а в гостинице небольшое кафе с «мо-мошками». Мы развесили на крыше сплавное снаряжение и отметили в кафе завершение нашего маленького приключения.

После чего отправились гулять по поселку, и попали на день рождения и танцы к местным жителям в качестве необычных гостей из неведомой страны.

На следующий день Костя и Андрей долго вели переговоры с Чарли и Покхарой о возможностях уехать на чем-нибудь из Чисапани, потому что в связи с забастовкой маоистов транспорт перестал ходить, и все говорили, что на дорогах опасно. В итоге удалось нанять частный джип, на котором мы смогли доехать до Покхары.

Если вы соберетесь на нижнюю Карнали, то можно еще запланировать день на посещение Национального Парка «Бардия». Он расположен недалеко от Чисапани, в нижнем течении Карнали, в самом сердце области Тераи. В Национальном парке можно увидеть в природных условиях жителей джунглей: пятнистого оленя, лань, носорога и даже бенгальского тигра.

Вернувшись в Покхару, мы устроили свободный день прогулок, посещения достопримечательностей и катания на парапланах.

Из-за забастовки нам, к сожалению, не удалось поехать на Марсианди, и ребята еще раз прокатились на Сети. Я не прокатилась и не пожалела, т.к. там в очередной раз кого-то кремировали и ребята плавали с какими-то венками. Мы с Андреем сходили в международный Музей альпинизма, и еще я потратила очень много рупий и времени в сувенирных лавочках и магазинчиках, выбирая многочисленные подарки домой.

Ребята научили меня, что надо обязательно торговаться. Сначала мне было как-то неудобно, но потом я попробовала.

Больше всего меня впечатлили разнообразные шарфы и палантины, которые являются неотъемлемой частью костюма непальских женщин. Они защищают от солнца, пыли и холода. Один я купила еще перед Карнали, и он спасал меня в продуваемых всеми ветрами «локал-басах». Эти палантины были самых разных расцветок, сделаны из шерсти яков, тончайшего кашемира, шелка. Я привезла четыре штуки, но если бы была возможность, привезла бы все!

На следующий день мы отправились в Катманду на настоящем суперкомфортабельном турист-басе, места на него забронировал для нас Чарли. Прошел слух, что где-то в туристический автобус бросили бомбу, и нас сопровождала полиция. Забастовка маоистов все еще продолжалась, по дороге нам время от времени встречались колонны демонстрантов, но они были довольно мирно настроены к нам, ничего не кидали и не угрожали, только махали руками.

После поездки через всю страну на Карнали, после локал-басов, гостиниц, Чисапани, Катманду уже не показался мне таким пугающим и непривычным, как в первый день. Наша гостиница оказалась уютной, тем более, что в этот раз нам достались номера с отдельным душем. Мы погуляли по Тамелю, и Костян сводил нас в «Мо-мо-хаус».

Утром я встретила потрясающий рассвет на «Горе обезьян».

Мы позавтракали на замечательной веранде, с которой были видны незабываемые крыши Катманду, а днем уже нужно было ехать в аэропорт и возвращаться в Москву.

Настало время расставания с Непалом. Первые минуты и часы на этой земле запомнились яркими пятнами, чужой, врывающейся в мозг музыкой, пылью, пряными ароматами, от которых нельзя было спрятаться нигде, ароматами чужой жизни, которая скорее отталкивала, расстраивала, затягивала в пряный музыкальный водоворот. Катманду, Тамель, фестиваль, какие-то магазины, люди, гудки, шум, дети… Теперь, по прошествии двух недель в этом мире, мне не хотелось его покидать, мне казалось, что загадочный узорный покров приоткрылся немножко для меня, и хотелось приехать сюда еще раз, потому что для понимания этого причудливого мира одного раза совсем-совсем мало…

В заключении хочется сказать большое спасибо коменде «Риверзу»riverzoo.ru/ и нашим инструкторам — Косте Лубягину и Андрею Лысенко за это незабываемое путешествие!

Маше Добржицкой и Олегу Головкину за замечательные отчеты по Карнали!

Команде «WW-School» и Вите Демидову за то, что занималась с ними весь сезон, и благодаря этим занятиям и поездкам не отстреливалась в огромных порогах, и почти все прошла сама!

И всем, кто помог и поддержал эту идею, советовал поехать и верить в себя!
П.с. И да, Вася Порсев без сомнения прав – «каждый каякер должен привезти на Карнали свою девушку!»

Март 2014.
Фото: Лубягин Константин, Тодорова А.