Вперед к мечте!

23 июля 2015, 11:30

Алексей Волков из Тулы написал отчет об июльском путешествии "Алтайские тройки". В этом раз нам удалось совершить сразу две экспедиции: мы побывали на Сумульте и на Среднем Чулышмане. А Леха наконец осуществил свою мечту и прыгнул Куркуре.

Хочу начать с того, что тур «Алтайские тройки» это самый насыщенный, интересный и красивый из всех, на которых мне довелось побывать. Потому что он включает в себя много разнохарактерных рек. Я уже не первый раз пытался попасть на Нижний Чулышман и Куркуре, но в 2013 году судьба не позволила мне оказаться на этих реках из-за сложившихся в туре обстоятельств с транспортом и погодными условиями, поэтому когда в этом году внезапно появился тур, захватывающий такие реки как Чулышман и Сумульта, я понял, что сделаю все возможное, чтобы попасть туда.

Все началось с того, что в аэропорту нас встретил угрюмый Вася, задолбанный вечными квестами по сбору адептов и их лодочек, прибывающих хаотично по всему Новосибу. После его спокойной фразы брошенной в начале нашего путешествия, о том, что «мы все здесь утонем», жить стало сразу как-то легче и радостнее. К тому же мы были сразу озадачены нежданно свалившейся на нас интригой, когда Вася сказал, что завтра мы принимаем участие в съемках какого-то фильма, в качестве команды страховки на воде.

В первый день нашего тура мы оказались на реке Чуя, встали лагерем у порога «Турбина».

Река Чуя, порог Турбина

С учетом того, что воды в реке добавилось, структура порога выглядела весьма впечатляющей, как и порога «Горизонт», расположенного чуть ниже по течению. Буквально через час после нашего приезда и вправду наехала съемочная группа, и нам было объяснено, что требуется три каякера на страховку катамарана четверки, который вместе с четырьмя героями фильма (двух из которых на бурной воде  дублировали наши девушки) по сюжету должен перевернуться в пороге «горизонт». В нашу же задачу входило подобрать рассыпавшихся как горох по воде «актеров» и пришвартовать плывущий вниз одинокий катамаран. Несмотря на плохие знания арифметики у нас сразу возник вопрос, каким образом трое каякеров способны сотворить подобное чудо. Благо, к нашим сомнениям прислушались и позволили расширить штат страхующих до пяти («так уж и быть…»). Дальше, как оказалось, предоставленный для съемок катамаран оказался весьма устойчивым к попыткам его перевернуть, и команде героев пришлось прилагать значительные усилия на протяжении нескольких дублей, чтобы осуществить на нем киль. В конце  концов, это им удалось, и мы получили возможность отдохнуть и понаблюдать,  как актрисы, снимающиеся в фильме,  пытаются сыграть панику и страх, находясь в воде всего лишь в метре от берега. Не знаю как у других, но у меня сложилось четкое мнение, что можно было бы сделать съемку за один дубль, если бы актрис посадили на катамаран и отправили самостоятельно в порог, и игра была бы натуральней и эмоции не поддельными. Но видимо они слишком дорого стоят, чтобы ими размениваться. Так или иначе, но в «съемках» у нас прошел весь первый день, который позволил нам по нескольку раз откатать замечательный порог «Горизонт».

На следующее утро мы прокатили нижний отрезок Чуи от  «Турбины» вместе с Васей и переехали на Среднюю Катунь. Там воды было то же не мало, и бигволюм Катуни порадовал своей мощью и красотой, омрачавшейся только гигантским количеством мелкой мухи, в изобилии роившейся над бурными участками реки, которая при первой же возможности попадала в глаза, нос и уши, а у особо оголодавших и в рот.

Регулярно отплевываясь и промывая глаза,  мы дошли до стрелки Катуни и Урсула, где был назначен наш лагерь. После обеда (время позволяло) прокатили по реке Урсул, в котором хоть воды и было не много, но чистая вода и слаломный характер реки не могли не радовать.

На следующее утро нас ждал прогон нижнего отрезка Катуни до места начала заброски на реку Сумульта. Буквально в самом начале сплава после впадения Урсула в Катунь, в аккурат на против дачи Путина, нас привлекли довольно бодрые и высокие валы. Расслабившись, двигаясь вперед в поисках места для серфа, неожиданно для себя я обратил внимание, что совсем недалеко, чуть впереди меня уже довольно длительное время развлекается Макс Красильников, катаясь преимущественно кверху днищем в какой-то пушистой и очень внушительной бочке. Понимая, что не стоит мешать товарищу наслаждаться красотами подводного мира и увидев спасительный язычок по краю этого элемента я мужественно слинял, что нельзя сказать о идущих позади меня товарищах, которые решили бесцеремонно подвинуть нашего сейфети, и примкнули к нему, накручивая бочечные родео  элементы в меру своих сил и способностей. И того на ровном месте мы получили три «отстрела», после чего наше настроение сразу возросло, а желание лезть во всевозможные «плюшки» поубавилось. Дойдя без дальнейших приключений до места нашего будущего лагеря, мы встретили Васю, который объяснил, что понравившийся нам аквапарк называется «сумультинской бочкой»

На следующий день нас ждала заброска на реку Сумульта. Вася с утра довез первую часть группы до начала перевала и ткнув пальцем где-то между складок местности, предложил дальше нам прогуляться пешком, пока он привезет остатки нашей группы.

Заброска на Сумульту

Пешка запомнилась в первую очередь тем, что проходила по участку кедровой тайги, с очень красивыми разлапистыми кронами и мощными стволами.

По мере перемещения, она сменилась со слов Васи, «альпийским лугом», с высотой травы соответствующей высоте лодки, едущей на горбу ее хозяина.

А затем нас ждал скользкий и небезопасный спуск по травянистому склону с изобилием камней и осыпей щебня. Мой личный рекорд полетов со склона вместе с лодкой составил три раза, не знаю, может у кого-то получилось и больше, с проклятиями, переходящими в мат, мы, наконец,  спустились до кромки леса, но там ждало еще одно испытание. Большое количество ручьев, пересекающих так называемую тропу, которые превращали дорогу в вязкую жижу, так и намеревавшуюся содрать с ног тапки. И вот такие радостные, по колено в грязи,  мы пришли, наконец, к реке.  Время было позднее, и оставалось только вставать лагерем там, где нас застала ночь. Как оказалось,  мы попали не только в сезон мухи на Катуни, но еще и в самый разгул гнуса на Сумульте, борьба с которым во время ночевки сводилась к попытке засунуть как можно большую часть своего тела в спальник и научиться дышать через него. Ситуацию омрачало так же и отсутствие водки, заботливо приготовленной и оставленной в машине, т.е. чувствовались неминуемо надвигающиеся тяготы и лишения, и обещание, что мы все утонем, стало вполне реалистичным. Утром, собрав нехитрый скарб и распределив продовольственную нагрузку между адептами, мы начали путешествие по легендарной реке.  Думаю, она никого не разочаровала. Чистейшая вода, красивая кедровая тайга вокруг и непрестанная динамика.  Сложилось впечатление, что на этой реке почти нет спокойных участков, одна большая шивера разной степени сложности и интенсивности, на которой встречаются еще и пороги со значительными падениями, мощными сливами и бочками, требующими хорошего навыка буфа и слаломной техники. При этом структура их такова, что можно выбирать всевозможные линии движения, соответственно вкусам и уровням водоплавающих.В большой Сумульте воды еще добавилось и слалом стал интереснее и оживленнее.

Там же впервые появился термин от Васи, которому надоело, что мы слишком много тратим времени на осмотры. После очередного порога, когда мы сидели и отдувались в улове, он заверил нас, что на этом все серьезное закончилось и «дальше просто озеро». Каково же было мое удивление, когда интенсивность и амплитуда элементов в «озере» стала постепенно нарастать,  и за очередным поворотом я обнаружил бочку во все русло, и резвящегося в ней Колю Рыжкина. Исключительно благодаря своему воспитанию, которое не позволяет мне прерывать людей, когда они чем-то увлечены, я чудом избежал родео пати, а выехав на спокойную воду увидел радостную физиономию Васи, который объяснил, что знал о том, что нас ждет, но решил не тратить время на осмотр, потому что « все равно всех продавит…».  Река оставила яркое впечатление своей красотой и мощью, которое с лихвой компенсировало пешую заброску, тем более, что пешка составила при всех своих сложностях всего несколько часов, в отличие от Шавлы, на которую мы добирались в прошлом году два дня. После впадения Сумульты в Катунь нас ждала еще одна прогулка с гружеными лодками на горбу вдоль «путинской» дачи, после чего мы вновь встали лагерем на стрелке Урсула и Катуни.

Далее нас ждал переезд на матушку Чую, где мы откатали средний ее участок, включающий пороги «Буревесник», «Бегемот», «Слаломный» и т.д. Чуя есть Чуя, на мой взгляд она никогда не надоедает, сколько бы я не приезжал, всегда оказываюсь в другую воду, поэтому катать ее можно бесконечно. Единственное, на чем хочется заострить внимание, хотя об этом говорится неоднократно, не стоит забывать о завале, сразу после зуба за поворотом в пороге «Бегемот» по левому берегу, не стоит чалиться в левое улово, когда есть прекрасное, большое и безопасное правое. Это сэкономит нервы, время, а может и спасет жизнь людей. Переночевав на турбазе «кочевник» где мы смогли позволить себе баню, на следующий день отправились на не менее легендарную  и одну из самых красивых и любимых мной рек Башкаус. В этот же день мы прокатили Саратанский каньон, насладились красотой и чистотой этой реки и встали лагерем, готовясь к заброске на средний Чулышман.

Больше всего в поездке до Чулышмана запомнился спуск с перевала перед Язулой, такой крутизны, что перевал Кату-Ярык отдыхает, мысли только об одном, если сорваться, то лететь можно довольно долго…  В этот же день мы двинулись вниз по реке, которая в своем начале выглядела подозрительно мирно и ласково.

Была прекрасная стоянка на сосновом полуострове, это была единственная ночевка из всех в автономе, когда было сухо и тепло. Нас навестил интеллигентный пес, который отказался брать еду из наших рук, но неприминул сожрать ночью банку топленого масла, которую мы забыли у костра.

Поскольку наученные «сумультинским» опытом на этот раз водку мы не забыли, то вечер удался на славу, обсуждались политические проблемы и назревающая необходимость революции, строились мечты по поводу независимой страны «катамарании».  А на утро угрюмые «революционеры» собрав свой нехитрый скарб, отправились покорять великую реку Чулышман. Первое, на что я обратил внимание, это вода.   Да, она такая же чистая и прозрачная,   как в Сумульте, но когда в нее втыкаешь весло, ощущение, как будто ты гребешь в киселе.  Такое чувство, что весло вязнет и при кажущейся медлительности реки, она с неумолимой силой несет тебя на препятствия и пропущенный, кажущийся даже не очень большим камень, наносит ощутимый удар по лодке. Пороги Чулышмана то же представляют собой сложную и мощную слаломную трассу  с разными по сложности и структуре линиями движения, но мощь реки несравнима с Сумультой и требует гораздо больших усилий и концентрации.

Создается впечатление, что не ты играешь с рекой, а она милостиво позволяет по себе плыть, а иногда подгоняет и направляет, при чем совсем не туда, куда ты планируешь. По непререкаемой рекомендации Васи порог «каша» мы обнесли, прогулка по берегу отняла около полутора часов, сам же Гуру преодолел этот отрезок за считанные минуты по воде, что явно наводило на мысли, что если не хочешь таскать лодки на себе, надо учиться кататься правильно. Место для стоянки представляло собой поверхность, щедро удобренную камнями разной степени калибра, на которых нам и предстояло спать.  Ночью как обычно шел дождь, в какой-то момент я был разбужен проклятиями Макса, который сырой и злой пришел к нам под тент, потому что заботливые адепты, спавшие под соседним тентом решили избавиться от накопившейся воды, подставив под тент весло. Ведро воды, устремившееся прямо на отдыхавшего Макса мгновенно взбодрило и тонизировало его, что он тут же выразил пламенной речью обращенной к особо старательным личностям, с пожеланиями им здоровья и долгих лет жизни. А на утро мы занесли порог «ворота» из-за сложной линии движения и возможности улететь в завал и приблизились вплотную к моей давнишней мечте. Выгрузившись на берег и выбрав подходящие лодки, мы отправились к водопаду Куркуре. Как обычно, любишь кататься - люби и лодочки таскать!...  Любуясь живописными видами и борясь с одышкой мы, наконец,  добрались к каскаду, заканчивающемуся 10 метровым и 30 метровым водопадами. Зрелище, представшее глазам, было потрясающим, нам повезло, и воды было не мало, водопад функционировал в полную силу. Попрыгав по склонам, как горные козлы, и определившись, кто идет покорять новые горизонты, мы разошлись, кто-то в лодочки, а кто-то на страховку. Действительно сам 10 метровый водопад с точки зрения прыжка с него не представляет никаких сложностей, самое главное добраться до него в лодке на ровном киле, а вот это уже оказалось задачей. После прохождения водопада мы примерно подсчитали, и у нас получилось, что общий перепад ходимого отрезка получается около тридцати метров, и этот отрезок при ровном прохождении идется менее чем за минуту. У нас получилось чуть больше, т.к. мы шли втроем и я просил, чтобы опытные товарищи в ключевых местах меня дожидались. Прохождение каскада требует предельной собранности и четкости движений, это истинный крикинг, который не прощает ошибок. Самыми мощными и запомнившимися для меня структурами оказались: слайдер порядка 7 метров, на котором совершенно не возникает желание переворачиваться, т.к. он достаточно мелкий и лицо можно качественно стереть до плеч, но разгон и скорость с вылетом из него создает просто не передаваемые ощущения и предшествующий десятке 5 метровый слив, требующий техничного захода.

Вася объяснил, что в случае ошибки высока вероятность отстрела и не исключен вариант прохождения 10 метрового водопада самосплавом, т.к. выбраться вверх по стенкам самостоятельно не возможно (30 метров отвесной скалы). Поскольку падать с 10 метров без лодочки никак не радовало, пришлось приложить все усилия, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. После пятерки есть небольшая суводь перед десяткой, где есть возможность отдышаться и насладиться мощностью и красотой 5 метрового слива, бьющего в левую стену, шумом рвущейся воды и романтическим полумраком. А дальше идет десятка. Макс сказал мне « если хочешь ощутить полноту чувств, когда прыгнешь, смотри на противоположный берег Чулышмана», ага, только и успел толкнуться и сложиться, оказывается 10 метров это очень быстро. И потом чистый восторг от того, что ты прошел этот каскад и понимание того, что вот и сбылась мечта идиота…

Подъем с лодочкой с десятки вверх на гору едва ли не сложнее чем само прохождение, тропка очень крутая и ненадежная и есть высокая вероятность упасть вниз и быть первым счастливчиком, осуществившим первопрохождение 30 метрового водопада.  А на утро нас ждал нижний Чулышман со своей мощной водой и гигантскими бочками через всю основную линию движения, где несколько счастливчиков неплохо отожгли, накручивая картвилы и прочие родео элементы, какие им были по силам. На этом и закончилось наше путешествие, дальше нас ждала ночевка в палатках в огороде Васиного дома и длинная поезда до Новосиба с постепенно мрачнеющим Гуру, которому изрядно надоели автопутешествия с интервалами в одну-две недели. По дороге я ловил себя на мысли что очень тяжело возвращаться из сказки в реальный мир с его ненужной суетой и вечными проблемами. А еще было ощущение счастья от того, что сбылась заветная мечта.

Напоследок хотелось бы сделать некоторые выводы, которые возможно будут кому-то полезными:

1. Если вы планируете ехать в тур на своей лодке, уточняйте заранее в зоопарке, какой компанией и в какие сроки нужно ее отправлять, и поинтересуйтесь наличием прокатных лодочек, потому что порой транспорт своей лодки может выйти дороже,  чем лодка на прокат.
  2. Данный тур самый насыщенный, включающий в себя много рек и два похода, поэтому не стоит тащить с собой лишних вещей,  в автономе они едут в корме ваших лодок, там же едет и часть продуктов или бытовые принадлежности, например тент или котелки.
  3. С учетом дорог изобилующих грязью и камнями желательно озаботиться наличием соответствующей обуви ( на мой взгляд по опыту забросок на Шавлу и Сумульту, лучший выбор это сандалии с закрытым носом, легко моются, мало занимают места, защищают ногу).
  4. Если есть возможность, берите свои переноски для лодок, потому что лодку предстоит нести длительное время груженую вещами по пересеченной местности, и качественная переноска значительно облегчит ваше путешествие.
  5. В этот период лета есть клещи, не хотите экспериментировать со здоровьем, берите репелленты.
  6. Если Вася говорит, что вам не стоит идти данный порог, стоит прислушаться к его мнению, потому что он здраво оценивает ваши способности, а если он говорит, что впереди «озеро» расслабьтесь и получайте удовольствие.
  7. Никогда не забывайте, что вы находитесь в группе и порой даже у самых сильных могут возникнуть проблемы, а потому всегда держите соседей в поле зрения. Если же вам «повезло» и вы вылезли из лодки, не ждите, когда «прилетит вдруг волшебник» и спасет вас, если есть возможность, быстро плывите в ближайшую суводь.
  8. Наслаждайтесь, получайте удовольствие и не забывайте улыбаться!

Автор: Алексей Волков (Тула)

В отчете использованы фотографии с камер Василия Порсева и Владимира Петрова.